КИРИОН III (II), Садзаглишвили - Страница 13

Исследователям интересен также труд, посвящённый жизни отцов Киево-Печерской лавры (не издан), в котором Кирион III сравнивал Киево-Печерский патерик с аналогичным произведением, созданным в стенах монастыря Шиомгвиме (Центральный государственный исторический архив Грузии). Кирион III – автор ряда историко-публицистических статей, написанных в форме диалога и рассчитанных на широкий круг читателей: к их числу исследователи относят очерки, посвящённые грузинским царям и политическим деятелям Баграту III, Георгию V Блистательному, Липариту Багваши и др. Особое внимание исследователи обращают на составленные Кирионом III жизнеописания деятелей и святых Грузинской православной церкви – великомученицы Шушаник (1887 г.), св. равноапостольной Нины , царя св. Мириана, преподобного Георгия Святогорца , царицы св. Тамары, преподобного Антония Марткопского (1899 г.), мученика Або Тбилисского (1899 г.), царя св. Давида IV Строителя, преподобного Давида Гареджийского (1901 г.), Петра Ивера, преподобного Стефана Хирсского и др. Кирион III писал о роли иудеев в распространении мессианских идей в Древней Грузии и о перенесении ими в Мцхету хитона Господня, об одном из гвоздей Креста Христова, о Камне благодати (1899 г.), о кресте св. Нины (1912 г.) и др. Речи, проповеди и поучения Кириона III, посвящённые церковным праздникам, публиковались в газетах «Цнобис пурцели» (1898 г.), «Иверия» (1904 г.), в журнале «Светицховели» (1917, 1918 гг.), в Богословском сборнике (Грузинская православная церковь; 1985 г.), в журнале «Джвари вазиса» (1988 г.), в журнале «Сахалхо ганатлеба» («Народное образование»; 1989 г.), в «Сахалхо газети» («Народная газета»; 1998 г.), в журнале «Сапатриаркос уцкебани» («Вестник Патриархии»; 2009 г.) и др. Отдельного внимание исследователи уделяют рецензии Кириона III на сочинение Михаила Тамарашвили «История католичества среди грузин» (Тифлис, 1902 г.), получившая восторженные отклики грузинской общественности. Критически рассмотрев исследование и отметив уникальность обнаруженных автором документальных материалов, значительным образом обогативших грузинскую историографию, Кирион III не поддержал некоторых выводов, сделанных автором, в частности, о том, что после схизмы (в 1054 г.) Грузинская православная церковь не отделилась от Римско-католической церкви. Для подтверждения своего мнения М. Тамарашвили цитировал несколько грузинских источников XIII–XIV вв., в которых Грузинская православная церковь упоминалась вслед за Римско-католической церковью. Кирион III трактовал эти сведения как отражение ситуации до раскола церквей. Кирион III активно сотрудничал с иностранными учёными. Итальянский учёный священник Аурелиано Пальмеро, используя исторические источники и памятники грузинской литературы, которыми снабжал его Кирион III, издал ряд исследований по истории Грузинской православной церкви в итальянском журнале «Виссарион». При содействии Кириона III он также намеревался работать над грузинским переводом Библии. Во второй половине XX – начале XXI вв. интерес исследователей к научным трудам Кириона III значительно возрос, его сочинения публиковались в периодических изданиях «Джвари вазиса», в Богословском сборнике (Грузинская православная церковь), «Литературули дзиебани», «Сапатриаркос уцкебани», «Историули мемквидреоба» («Исторические исследования»), «Калмасоба», «Артануджи», «Сахалхо газети», «Сахалхо ганатлеба» и др. Среди неопубликованных сочинений Кириона III заслуживает внимания исследователей монография, посвящённая архиепископу Астраханскому и Кавказскому Гаию (Такаову), в основе которой лежат материалы из российских архивов; исследование о храме Пресвятой Богородицы в Вале.



 
PR-CY.ru