КИРИЛЛ, Константин Философ - Страница 4

Во всех этих действиях проявилось его стремление к утверждению и распространению христианского учения, что связано с отмеченным в ряде мест Жития Кирилла желанием Константина вернуть людям «честь и богатства прадеда» Адама, чтобы человек мог достичь совершенства, которым отличался праотец рода человеческого до грехопадения. После окончания посольства Константин поселился в Константинополе при храме св. Апостолов; там, по мнению исследователей, находилось училище, где он преподавал. Житие Кирилла связывает создание Константином славянского письма с приходом в Константинополь посольства из Великой Моравии, славянского государства на территории современной Чехии и Западной Словакии. Около 830 г. в этом государстве начали действовать германские миссионеры, направленные Регинхаром, епископом Пассау (Бавария). В Великой Моравии служили немецкие священники, подчинявшиеся этому епископу. В середине 850 гг. начался затяжной конфликт между Великой Моравией и Восточнофранкским королевством, в состав которого входила Бавария. В этих условиях правитель Великой Моравии Ростислав решил разорвать церковные связи с Баварией и обратился в Константинополь с просьбой прислать «епископа и учителя». Вопрос, когда моравское посольство оказалось в византийской столице, долгое время был предметом дискуссии. В настоящее время можно считать установленным, что посольство прибыло в Константинополь в 863 г., когда наметилось сближение между Византией и Болгарией (болгарский князь Борис обещал принять крещение от византийского императора Михаила III), и открылся прямой путь из Великой Моравии в Византию через Болгарию. По свидетельству Жития Кирилла, Ростислав просил прислать такого учителя, «иже бы ны в свои язык истоую веру христианьскоую сказал», поэтому император Михаил III и его дядя по матери Варда, фактически руководивший государственными делами, решили, что таким учителем будет Константин – направлять епископа в далёкую и незнакомую страну они не решились. При организации миссии возник вопрос, имеют ли мораване «боукви в язык свой». Очевидно, Константин разъяснил, что без азбуки не сможет выполнить эту миссию, и выразил опасения, что, изобретя письмо для славян, он может «еретичьско имя себе обрести». Когда инициатива была одобрена императором, учёный «сложи писмена и начя беседоу писати еуаггельску: Искони бе Слово, и Слово бе оу Бога, и Бог бе Слово». Исследователи полагают, что приезд моравского посольства послужил толчком для завершения Константином работы по созданию славянского письма, которая не у всех вызывала положительную реакцию. Равноапостольные Кирилл и Мефодий прибыли в Великую Моравию весной 864 г. Об их более чем трёхлетней деятельности здесь Житие Кирилла сообщает самые общие сведения. Говорится, что князь Ростислав, собрав учеников, отдал их на обучение братьям; Константин «весь церковныи чин преложи и наоучи я и оутрении, и годинам, и обеднеи, и вечернии, и павечерници, и таиней службе». Таким образом, была проведена работа по созданию для славян богослужения на родном языке. Употреблённые в Житии Кирилла слова для обозначения разных частей суточного круга богослужения представляют собой кальки с соответствующих греческих терминов: следовательно, Константин перевёл греческий богослужебный сборник, в который входила «Литургия» Иоанна Златоуста.

 



 
PR-CY.ru