КИРИЛЛ, Константин Философ

КИРИЛЛ, Константин Философ (827–869 гг.) – создатель славянского алфавита и славянской письменности в широком смысле слова, равноапостольный (память 14 февраля, 11 мая), брат архиепископа равноапостольного Мефодия. Главным источником сведений о биографии Кирилла является его Пространное Житие, которое было составлено в Великой Моравии в 870 гг., как полагают исследователи, в результате совместной деятельности равноапостольного Мефодия и его учеников. В 880 г. Мефодий привёз Житие Кирилла в Рим, где оно легло в основу третьей части повествования о Римском епископе Клименте I (см. «Итальняская легенда»), написанного епископом Веллетри Гаудерихом и поднесённого папе Римскому Иоанну VIII (ум. в 882 г.); при этом Гаудерих значительно сократил свой славянский (ex Slavonicis litteris) источник. «Итальянская легенда» сообщает те сведения о Мефодии, которые, по мнению исследователей, первоначально присутствовали в Житии Кирилла, но после его смерти (885 г.) были перенесены в Житие Мефодия. Это позволяет исследователям датировать Житие Кирилла в существующем виде, без подробностей о жизни Мефодия, серединой 880 гг. Сохранилось много списков Жития Кирилла, самый ранний исследователи относят к началу XV в. На древнерусской почве оно сохранилось в четырёх изводах. Особую группу образуют южнославянские списки, от которых исследователи отличают редакции Жития Кирилла, созданные книжником второй половиной XV в. Владиславом Грамматиком. Восстановление первоначального текста исследователи считают трудной и до сих пор не решённой задачей. Различия между изводами, которые возникли из-за неоднократной стилистической правки памятника, мало затрагивают его содержание. Ряд сведений о Кирилле исследователи находят в Житии Мефодия, написанном учениками равноапостольного Мефодия до их изгнания из Великой Моравии (886 г.). Старший (древнерусский) список исследователи относят к XII в. Сопоставление списков показывает исследователям, что памятник не подвергался серьёзным изменениям. Кирилл упоминается в нескольких посланиях и во вступлении к переводу деяний Константинопольского собора 869–870 гг. Анастасия Библиотекаря, главы папского архива и канцелярии во второй половине IX в. Существует также ряд текстов («Написание о правой вере», «Проглас» и др.), которые рассматриваются исследователями как произведения Кирилла. Сообщения более поздних многочисленных текстов о жизни и деятельности Кирилла в той или иной степени основаны на этих источниках. Кирилл (имя, данное при рождении, исследователям неизвестно) родился в Фессалонике (Солуни), одном из главных центров Византийской империи, был седьмым ребёнком в семье друнгария Льва, занимавшего военную должность среднего ранга. Вопрос об этнической принадлежности Кирилла (славянин или грек) долгое время был предметом полемики. Однако версия о славянском происхождении Кирилла не подтверждается ранними достоверными источниками. Составители первых памятников кирилло-мефодиевской традиции, где затрагивалась эта тема, очевидно, считали Кирилла греком: в «Похвале Кириллу», составленной его учеником Климентом Охридским, говорилось, что благодаря Кириллу «написа ся моемоу языкоу свобода от греховнаго ига», а в Похвальном слове Кириллу и Мефодию, созданном в период Первого Болгарского царства, в заслугу им ставится принесение христианской веры не своему, а чужому «языку».

 



 
PR-CY.ru