КИРИК - Страница 2

Т.Д. Славова предположила, что «Учение...» основано на некоем утраченном болгарском трактате, но эта гипотеза не нашла поддержки у других исследователей, считающих труд Кирика в целом оригинальным. Из текста исследователям не ясно, пользовался ли Кирик пасхальными таблицами или какой-то иной формой записи пасхалии. Вопрос этот исследователи считают тем более сложным, что не сохранились столь ранние образцы древнерусских пасхалий. Сложные арифметические расчёты (у Кирика фигурируют числа до десятков миллионов) Кирик, по мнению исследователей, производил при помощи абака (счётной доски). «Учение...» известно исследователям в нескольких списках: Российской национальной библиотеки (XVI в.); Санкт-Петербургского филиала Института истории РАН (XVI в.); Российской национальной библиотеки (конец XVI – начало XVII вв., отрывок); Российского государственного архива древних актов (XVIII в.); Российской государственной библиотеки (первая четверть XIX в., писарская копия с Архивского списка). Отсутствие ранних списков почти не даёт исследователям возможности судить о степени известности «Учения...» до XVI в. По гипотезе Рэма Александровича Симонова, уже в 1138 г. появилась как самостоятельное краткое произведение выписка из «Учения...» – «Слово о поставлении небесе и земли и моря» (Российская национальная библиотека, 1446 г.). В нём воспроизводятся данные Кирика о «поновлениях» земли, неба, моря и воды, всякий раз сообщается, сколько таких обновлений уже прошло от сотворения мира до 1138 г. и как получены эти данные. «Вопрошание Кирика, иже воспроси епископа Нифонта и инех» (1140–1150 гг.) – каноническое сочинение в вопросно-ответной форме. Оно состоит из вопросов, которые Кирик адресовал Новгородскому архиепископу Нифонту и другим церковным иерархам: Киевскому митрополиту Клименту Смолятичу, игумену и будущему епископу Аркадию, игуменьей Марине (в других списках Марье), «епископскому чернецу» Луке Евдокиму, и их разъяснений, как в том или ином случае должен поступать священник. Исследователям известно не меньше сорока списков «Вопрошания...», содержащих три редакции текста: Основную (редакцию Кормчих книг, Синодальную; древнейший список – в составе Новгородской Синодальной кормчей Исторического музея, конец XIII в., другие списки – в составе Кормчих не раньше середины XV в.; введённые в последние годы в научный оборот списки Кормчей с «Вопрошанием...» – Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН и Научная библиотека Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета – датируются второй третью – третьей четвертью XV в.); Особую (статьи «Вопрошания...» перегруппированы с целью систематизировать материал; списки с начала XVI в.); Сокращённую (сохранились ответы архиепископа Нифонта и других иерархов, тогда как вопросы Кирика лишь коротко обозначены; списки с начала XV в.). Хотя Основная редакция в целом стоит ближе всего к утраченному оригиналу, первоначальные чтения исследователи обнаруживают во всех редакциях. В частности, приметами первоначальности отмечена Особая редакция, сохранившая во многих случаях ряд мелких колоритных деталей, явно сочтённых неуместными при редактировании текста для его включения в Кормчую книгу.

 



 
PR-CY.ru