КИЕВСКОЕ БРАТСТВО - Страница 4

Челобитная, написанная 17 января 1626 г., была передана через киево-печерского иеромонаха Афанасия (Китайчича), в ней подчёркивалась роль Киева как христианского центра и источника благочестия, сообщалось об упадке здесь православия из-за преследований со стороны католиков и униатов. В начале 1630 гг. члены Киевского братства подписали несколько обращений к архимандриту Киево-Печерского монастыря Петру (Могиле) с просьбой об объединении училища при Киево-Печерском монастыре, открытого архимандритом Петром в конце 1631 г., с братской школой. 30 декабря 1631 г. шляхта Киевского воеводства от всех «уписных» членов Киевского братства дала заверение Петру (Могиле) в том, что он как старший братчик будет не только пожизненным «блюстителем» и опекуном объединённой школы и братской церкви, но и Братского монастыря со всеми имениями, будет заведовать ими в сотрудничестве с «годичными старостами» Киевского братства из шляхтичей – членов братства, не нарушая, однако ж, ставропигиального статуса братства. Под посланием стоят подписи 32 человек, первыми подписались Луцкий епископ Исаакий (Борискович) и Туровский епископ Авраамий (грек, рукоположён патриархом Феофаном IV). Остальные подписи принадлежат киевским шляхтичам, среди которых исследователи выделяют двух земских чиновников: чашник Филон Стрибиль и кладовщик Ян Струсевич. Десять подписей сделано кириллицей, остальные – на польском языке. Это – наиболее полный список членов Киевского братства. 5 января 1632 г. почти идентичное обращение к Петру (Могиле) направил митрополит Исаия (Копинский), который обратился от собственного имени, от православных епископов и от членов Киевского братства. Обращение помимо митрополита Исаии (Копинского) подписали Афанасий (Пузына) и Туровский епископ Авраамий, которые в это время принимали активное участие в деятельности Киевского братства. 12 марта 1632 г. аналогичное послание Петру (Могиле) направили запорожские казаки во главе с гетманом Иваном Давыдовичем Кулагой-Петражицким, они обещали защищать братские монастырь, школу, богадельню и имения. Киевские братчики упомянуты в послании после духовенства, православной шляхты и жителей Киевского воеводства. В послании содержится информация об управлении Киевским братством: упомянуты выборные «дорочные» старосты, а также «сполна рада всего братства». 17 марта 1632 г. гетман приказал своему киевскому атаману не препятствовать власти печерского архимандрита над Киевским братством и школой. Предоставление Петру (Могиле) почти абсолютной власти над Киевским братством говорит о фактическом уничтожении прав ставропигии братства. В завещании Пётр (Могила) оставил «отцам-коллегиатам Киевского Богоявленского братства» 20 тыс. злотых (имения Мухоеды и Опачица). Братское движение оказало влияние на решения почти всех Киевских соборов 1620–1640 гг. Собор 1621 г. поддержал братское движение. Исследователи полагают, что в числе мирян, широко представленных на Соборе 1629 г., были и киевские братчики. Киевский собор 17 сентября 1640 г. подтвердил ставропигию братств и монастырей. Считается, что на Соборе был утверждён устав Киевского братства, однако этот памятник не сохранился. В Соборах принимали участие братские священники. О священнослужителях Киевского братства исследователям ничего не известно, исследователи полагают, что это были игумены Братского Богоявленского монастыря.

 



 
PR-CY.ru