КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 14

Далее ноты всех гексахордов расположены подряд («Сочинение всех тех знамений») и полностью охватывают церковно-певческий звукоряд в виде «горки» – от нижней добавочной до верхней добавочной линии нотоносца и обратно (четыре «триестествогласия» (согласия) с дополнительным наивысшим звуком «фа», всего 13 нот). Исследователи считают нотную графику данного «Алфавита...» более совершенной по сравнению с некоторыми предшествующими рукописными азбуками конца ХVII в. такого типа, поскольку при написании нот, выходящих на терцию за пределы нотоносца, здесь использованы короткие добавочные линейки (современного вида). В завершающем «Алфавит...» разделе «Обучение» цефаутный ключ выписан на третьей линии (это его единственное применяемое высотное положение в монодийных текстах конца ХVIII в.). Звукорядный «горовосходный холм» изображён в этом «Алфавите...» четырежды (целыми, половинными, четвертными и восьмыми) с оригинальной асимметрией: в восходящем движении показаны звуки трёх трихордов-«естествогласий», начиная с мрачного, в нисходящем – четырёх «триестествогласий», завершаемых простым (Степан Васильевич Смоленский и другие исследователи стали называть их согласиями). Подобные «конусы» в преобладающем большинстве азбук симметричны (асимметричный исследователи обнаружили лишь в партесной азбуке «Первое учение мусикийских согласий»). «Усечение» левой части «горки» в этом «Алфавите...» обусловлено, по мнению исследователей, технической необходимостью уместить его в одной строке нотоносца, но может иметь и певческий смысл. Мрачное согласие, начинающее нотную строку, визуально противопоставляется простому, завершающему её, что, как полагают исследователи, отражает традиционное применение простого согласия в каденциях ряда попевок знаменного пения. Исследователи отмечают, что несмотря на то что «Алфавит ирмологисания» 1766 г. – поздний вид певческой азбуки, в нём наглядно представлен такой архаический признак, как отсутствие семи латинских названий нот (a, b, c, d, e, f, g) и самого термина «нота», вместо которого применяется название «знамение», известное исследователям по азбукам ХVII в. В данном «Алфавите...» так названы сольмизационные ступени и сами нотные знаки (например, начальная строка: «Шестми знамении все Ирмологисания состоится художество»). По мнению исследователей, термин «знамение» применяется в новом значении, установленном в ХVII в. Когда в Юго-Западной Руси была жива память о безлинейной нотации, термины «знаменный» и «кулизмяный» исследователи встречали в библиотечных описаниях («реестрах») по отношению к крюковым певческим книгам. Но в ХVII в. название «знамения» распространилось на квадратные ноты линейного письма, а через два столетия в результате длительного применения на Западной Украине – на ромбовидные. В ХIХ в. киевская нотация была вытеснена «итальянской» круглой нотацией, которую стали использовать не только в записи светской музыки, но и в церковно-певческих сборниках. Однако западно-украинские певчие продолжали различать квадратные и круглые ноты по их функциям. Если квадратная киевская нотация осознавалась как церковно-певческая, то круглая – как изначально предназначенная для записи светской музыки.

 



 
PR-CY.ru