КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 13

Роль киевской нотации состояла в более точной передаче таких ритмических соотношений звуков, которые в знаменном пении уже сложились (или складывались) и были теоретически осмыслены. Исследователи отмечают, что в отличие от поздней киевской нотации русских источников ранняя, юго-западнорусская киевская нотация была богаче графикой и отражала разнообразные звуковысотные параметры и асимметричную ритмику напевов, мутации со звукорядными сдвигами на разные интервалы. В Московии во второй половине XVII в. был принят упрощённый вариант киевской нотации – с четырьмя длительностями и одним положением цефаутного ключа (на третьей линейке), чем, в частности, исследователи объясняют недостатки в записи звуков самого высокого и самого низкого регистров. Аналогичные процессы «минимизации» знаковой системы киевской нотации параллельно происходили в юго-западнорусской певческой книжности начала XVIII в., что отражено, в частности, в старопечатных Львовских Ирмологионах 1700 и 1709 гг., где звуковысотно-ритмические средства киевской нотации ограничены идентично. Исследователи отмечают, что при общности комплекса знаковых ресурсов палеография поздних русских певческих книг с киевской нотацией заметно отличается от украинских и белорусских по нескольких признакам: преимущественно мелким квадратным головкам нот (иногда с ромбовидным наклоном), ромбовидной целой ноте и характерному утолщению и изгибу хвоста в четвертях, что и послужило поводом для сравнения с готической нотацией. Киевская нотация русского образца наглядно отражена в шрифте первых российских печатных нотных книг (1772 г.) и их переизданий. Таким образом, вследствие многообразия графических форм киевской нотации во всём восточнославянском ареале исследователи не могут выявить её единый архетип; самым общим признаком исследователи считают квадратно-прямоугольную форму всех нот (кроме целой ноты, начертание которой заметно изменилось). Применение киевской нотации для записи украинского монодийного пения в ХVII–ХIХ вв. не прерывалось. Значительный интерес для исследователей представляют западно-украинские печатные Ирмологионы конца ХVIII – ХIХ вв. и «Гласопеснцы» ХIХ в., снабжённые вступительными разделами, содержащими сведения о киевской нотации. В старопечатном Почаевском Ирмологионе 1766 г. помещена краткая (один лист) азбука «Алфавит ирмологисания», которая наглядно отразила графические особенности поздней киевской нотации и долгое время применялась при обучении пению и теории музыки (так, лист с этим «Алфавитом...» исследователи обнаружили в виде вкладки в нескольких Ирмологионах предыдущих лет, например, в старопечатном Львовском Ирмологионе 1709 г.). В этом «Алфавите...», состоящем из трёх кратких разделов, вначале перечислены шесть сольмизационных ступеней, составляющих гексахорд (ут, ре, ми, фа, соль, ля), и четыре длительности (от целой-«такта» до «получетверти», т.е. восьмой). Звукоряд представлен тремя гексахордами в низком («гласа нижайшаго»), среднем и высоком («гласа вышшаго») высотных положениях. Хотя в начале «Алфавита...» ключ отсутствует, интервалы между всеми ступенями (тоны и полутоны) исследователи легко определяют, исходя из напечатанного названия первой ступени гексахордов – «ут».

 



 
PR-CY.ru