КЕНТЕРБЕРИ - Страница 4

Из-за разногласий по вопросу о пасхалии и о ряде церковных обычаев ирландцы не поддерживали постоянных связей с архиепископской кафедрой в Дуроверне. На протяжении нескольких десятилетий в Британии существовала независимая от Дуроверна ирландская церковная иерархия; ей оказывали поддержку короли Нортумбрии. Первенствующая кафедра находилась на острове Линдисфарн; при епископе Финане (651–661 гг.) ирландские миссионеры обратили в христианство срединных англов (впоследствии для них была основана кафедра в Личфилде) и восточных саксов. Таким образом, сфера влияния Дуровернской кафедры существенно сократилась, хотя при архиепископе Гонории (627–653 гг.) усилиями франкского епископа Феликса приняли крещение восточные англы во главе с королём Сигебертом (около 631 – около 634 гг.). Гонорий назначил на Хрофскую кафедру Итамара, который стал первым епископом-англосаксом. Преемник Гонория, архиепископ Деусдедит (655–664 гг.), также был англосаксом. После синода в Стренескальке (ныне Уитби; 664 г.) и отъезда в Ирландию Колмана, епископа Линдисфарнского, ирландская церковная организация потеряла своё значение. По свидетельству Беды Достопочтенного, король Нортумбрии Освиу (642–670 гг.) и король Кента Эгберт (664–673 гг.) обратились к папе Римскому Виталиану с просьбой рукоположить избранного на Дуровернскую кафедру пресвитера Вигхарда. Поскольку Вигхард скончался вскоре после прибытия в Рим, понтифик предложил занять кафедру Адриану Кентерберийскому (ум. в 709/710 г.), аббату Нириданского монастыря близ Неаполя. Адриан отказался в пользу учёного греческого монаха Теодора (Феодора) из Тарса, жившего в Риме. После рукоположения архиепископ Теодор (668–690 гг.) прибыл в Британию в сопровождении Адриана, который стал аббатом монастыря св. апостолов Петра и Павла в Дуроверне. Теодор провёл реформу церковного устройства Британии. Собор в Хартфорде (672 или 673 г.) принял ряд дисциплинарных постановлений: об увеличении числа епископств, о регулярном проведении Соборов, о невмешательстве епископов в дела других епархий и др. Архиепископ Теодор совершал визитации диоцезов, рукополагал епископов, способствовал распространению правовых норм, отражённых в «Дионисиевом собрании» («Collectio Dionysiana»; см. ст. Каноническое право), следил за тем, чтобы богослужение совершалось в соответствии с римским обрядом. На Соборе в Хатфилде (679 г.) англосаксонские епископы одобрили и приняли постановления Латеранского собора 649 г., осудившего ересь монофелитства. Упрочение позиций Дуровернской кафедры привело к конфликту архиепископа Теодора с епископом Эборакским Вильфридом (Йоркским), возглавлявшим церковную организацию Нортумбрии. В 678 г. Вильфрид был смещён; он отправился в Рим подать апелляцию папе, а его диоцез был разделён на два епископства. Усилиями архиепископа Теодора было закреплено положение Дуроверна как главенствующей кафедры в Британии. По словам Беды Достопочтенного, при этом архиепископе церковь в Британии достигла значительного духовного развития (profectus spiritualis). Многие церковные деятели, которые жили в этот период, впоследствии почитались как святые: Линдисфарнский епископ Кутберт (ум. в 687 г.), Этельтрита (ум. в 679 г.), основавшая монастырь Или, Бенедикт Бископ (ум. в 690 г.), основатель монастырей Вермут и Ярроу.

 



 
PR-CY.ru