КЕНТЕРБЕРИ - Страница 24

Остроту образа подчёркивает постепенное уменьшение высоты пространства, связанное с устройством галереи и сводов на той же высоте, что и в основной части храма. В результате в Кентербери была создана первая английская готическая (и при этом уникальная и оригинальная) пространственная композиция, оказавшая огромное влияние на развитие английской готики, хотя в деталях никогда более не повторенная. Основным строительным материалом служил канский известняк. Центральный неф перекрыт выразительными шестичастными сводами, характерными для нормандской архитектуры. Своды галереи опираются на чередующиеся круглые, восьмигранные и составленные из двух колонн столбы, часто снабжённые дополнительными тонкими колонками, визуально продолжавшими нервюры сводов центрального нефа. Эти и другие декоративные колонки были впервые сделаны из тёмного ракушечника, так называемого парбекского мрамора; в последующее столетие он станет обязательным для всех английских соборов декоративным материалом. В центре, над местом первоначального захоронения в крипте, с 1220 г. возвышалась рака архиепископа Фомы Бекета, которая, по словам Вальтера из Ковентри, была «удивительным образом сделана из золота и серебра и украшена драгоценными камнями». По другим свидетельствам, реликварий был сделан из дерева и обложен золотом, а мощи хранились внутри, в ларце с железными стяжками. Обычно реликварий был закрыт деревянными створками, которые эффектно поднимались с помощью верёвок. Отдельное пространство составила Корона, в которую можно было войти через обход за алтарём капеллы Святой Троицы. Это практически круглое сооружение было перекрыто восьмичастным сводом. На его огромных витражах конца XII – начала XIII вв. были изображены праотцы в верхнем ярусе и сцены из Жития св. Фомы Бекета в нижнем. Уцелела лишь часть из них, некоторые были перемещены. Сохранившиеся витражи являются, по мнению специалистов, лучшими во всей Англии. В 1377 г. под руководством мастера Генри Йевила начались строительные работы в западной части храма. Получившаяся постройка стала одним из самых ярких достижений готического перпендикулярного стиля. Если при проведённой тогда же перестройке плохо освещённой и морально устаревшей западной части собора в Уинчестере (начата в 1360 г., архитектор Уильям Уинфорд) было решено сохранить старую структуру здания, то в Кентербери она была полностью изменена. Оставив общую длину сооружения, колонны заменили более стройными, арки нефа сделали максимально высокими относительно клеристория (верхнего ряда окон). Травеи перекрыли звёздчатыми сводами. Основные работы были проведены, когда приором был Томас Чилленден (1391–1411 гг.). Тогда же ученик Йевила Стивен Лоут перестроил клуатр, снабдив его звездчатыми сводами. Около 1430 г. апсида южного рукава главного трансепта была заменена капеллой архангела Михаила и Всех ангелов, а в 1448–1455 гг. вместо апсиды северного рукава была сооружена капелла Пресвятой Богородицы. Западные башни долгое время оставались нетронутыми; южная башня была возведена к 1458 г., а северную построили по образцу южной после 1834 г. Возведение башни над средокрестьем началось в 1433 г., закончено к 1497 г.; башня завершена четырьмя пинаклями, изнутри оформлена эффектными веерными сводами (около 1504 г.; архитектор Джон Уостелл).



 
PR-CY.ru