КАТАКОМБНОЕ ДВИЖЕНИЕ - Страница 14

История этих и других катакомбных групп 1970 гг. (алфеевцев, викентьевцев, климентовцев, пафнутьевцев, евсевиан и др.) не вполне ясна и сомнительно документирована. Самозваных «архиереев» обычно признавали только их сторонники. Значительным авторитетом в катакомбном движении в это время пользовались иеромонахи Гурий (Павлов), возглавлявший тайные общины в Чувашии, в прошлом соратник оппозиционного епископа Нектария (Трезвинского), и Лазарь (Журбенко), тайно рукоположённый во иерея (по другим сведениям – во диакона) Иркутским епископом Вениамином (Новицким), а с начале 1970 гг. перешедший на нелегальное положение. Всё более активными становятся попытки контактов между катакомбным движением и РПЦЗ. На протяжении 1950–1960 гг. Зарубежная церковь заявляла о духовном единстве с катакомбной церковью. Архиерейский Собор 1971 г. дал развёрнутое определение того, что в РПЦЗ понималось под катакомбной церковью: «Свободная часть Русской Церкви, находящаяся за рубежом СССР, душой и сердцем с исповедниками веры, которых в антирелигиозных руководствах называют «истинными православными христианами», а в общежитии нередко именуют «Катакомбной Церковью», ибо им приходится скрываться от гражданской власти, подобно тому как в первые века Христианства скрывались верующие в катакомбах». В 1976 г. нелегальная церковная община в Ленинградской области, окормлявшаяся последним остававшимся в живых иосифлянским иереем Михаилом Рождественским, переслала из СССР письмо с просьбой о присоединении к РПЦЗ и была принята в юрисдикцию Зарубежной церкви. В 1982 г. по поручению архиерейского Синода РПЦЗ Каннский епископ Варнава (Прокофьев), который прибыл по туристической визе в Москву, хиротонисал Лазаря (Журбенко) во епископа. Тайно представляя РПЦЗ в СССР, епископ Лазарь окормлял около 50 нелегальных общин, причислявших себя к разным катакомбным традициям. После принципиального изменения государственной политики в отношении церкви во второй половине 1980 гг., при Михаиле Сергеевиче Горбачёве, для религиозной жизни уже не существовало ограничений. Возникли все условия для легализации общин катакомбного движения. Незарегистрированные приходы РПЦ получили возможность для регистрации, а тайные священники смогли перейти к открытому служению. Вышли из подполья и священнослужители, не признававшие священноначалия Московского патриархата. Большинство не связывавших себя с РПЦ православных общин примкнули к РПЦЗ. В 1990 г. перешёл на легальное положение епископ Лазарь (Журбенко), тогда же к РПЦЗ присоединились катакомбные группы иеромонаха Гурия (Павлова), который в следующем году был возведён в сан архимандрита и утверждён Синодом РПЦЗ кандидатом на епископскую хиротонию, но примкнул к одной из неканоничных греко-старостильных юрисдикций («Авксентьевский синод»), где стал «епископом Казанским». Архиерейский Синод РПЦЗ отказал в признании каноничности «иерархий» Антония Голынского-Михайловского, Геннадия Секача и других самозваных катакомбных «архиереев». Все рукоположённые ими клирики могли приниматься в РПЦЗ только через повторную хиротонию. Часть бывших тайных общин воздержалась от легализации, но даже без официальной регистрации они не имели препятствий для своей деятельности со стороны государства. Катакомбное движение фактически прекратило существование.



 
PR-CY.ru