КАТАКОМБНОЕ ДВИЖЕНИЕ

КАТАКОМБНОЕ ДВИЖЕНИЕ, Катакомбы, Катакомбная церковь – совокупность нелегальных общин Русской церкви, церковное подполье в СССР в 1920–1980 гг. Название «катакомбное движение» произошло от лат. «catacumba» – подземных кладбищ, которые служили убежищами для христиан во время гонений первых веков существования церкви. Продолжение религиозной жизни в нелегальных, «катакомбных» условиях было характерно в СССР не только для православных верующих. В регионах традиционного распространения ислама действовало значительное количество незарегистрированных мусульманских общин, еврейское население имело подпольные иудейские центры. Своя история существования в подполье была у католической церкви, баптистов и других протестантских деноминаций, различных религиозных объединений, не признаваемых властями. Однако термин «катакомбное движение» получил распространение в публицистической, в мемуарной и отчасти в исторической литературе только применительно к РПЦ (включая близкие к ней по традиции религиозные группы). При этом термин «катакомбное движение» употребляется в двух значениях: все православные общины, существовавшие вне сферы контроля советских органов власти; только нелегальные группы, не признававшие канонической высшей церковной власти. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. правовые ограничения религиозной деятельности стали служить важной составляющей частью репрессивной политики советской власти по отношению к церкви. Однако лишение тех или иных религиозных организаций признаваемого законом статуса не обязательно означало прекращения их существования. Многообразная церковная жизнь продолжалась в нелегальной с точки зрения властей сфере. Первыми среди религиозных общин с делегализацией столкнулись православные монастыри. Они изначально рассматривались советскими властями только как хозяйственные организации. Провозглашённая в начале 1918 г. национализация церковного имущества послужила юридическим основанием для ликвидации обителей. Сохранение некоторых монашеских общин через формальное преобразование в сельскохозяйственные артели лишь на время задержало их ликвидацию. В инструкции Наркомзема и Наркомюста РСФСР от 30 октября 1919 г. говорилось, что монахи и священнослужители не могут являться членами трудовых земледельческих артелей, как лица, лишённые избирательных прав («лишенцы»). Основная часть монастырей, которые сохранялись в виде легальных земледельческих товариществ, была закрыта в 1919–1921 гг. Вынужденные покинуть ликвидируемые властями обители насельники пытались продолжать монашескую жизнь в миру, сохранять верность своим обетам. Распространённым явлением стали нелегальные группы монашествующих. Одно из первых упоминаний о «катакомбах» применительно к церковной жизни в СССР связано именно с тайной монашеской общиной. В письмах, отправленных в 1923 г. из Петрограда митрополиту Евлогию (Георгиевскому) игумен Афанасией (Громеко), «моими катакомбами», «моей катакомбной церковью» назывался устроенный игуменьей Афанасией в собственном доме храм, где совершались богослужения существовавшей в тайне от властей монашеской общины.

 



 
PR-CY.ru