КАТАКОМБНОЕ ДВИЖЕНИЕ - Страница 13

Так, монахи закрытой в 1961 г. Глинской пустыни переехали на Кавказ: одни поселились в городах, другие устроили кельи в горах. Но об основании многочисленных «домашних монастырей» вблизи закрытых обителей речь теперь уже не шла. Продолжалась и практика рукоположения отдельными архиереями тайных священников для окормления незарегистрированных общин. В частности, в 1955 г. архиепископом Гурием (Егоровым) был рукоположён протоиерей Николай Иванов (1904–1990 гг.), в 1972 г. митрополитом Иоанном (Вендландом) – священник Глеб Каляда (1921–1994 гг.). Получили дальнейшее развитие различные формы духовного самообразования, а также церковный самиздат. В 1960–1970 гг. понятие «катакомбы» из эмигрантской литературы переходит в произведения отечественного самиздата, однако здесь в отличие от зарубежной публицистики термин употребляется не только для обозначения политизированных религиозных групп, связанных с диссидентами, но и в широком значении – всех православных общин, существующих без официального разрешения властей. Изоляционистское крыло катакомбного движения в начале 1960 гг. было представлено около 200 религиозными общинами, которые советской статистикой были отнесены к группам ИПЦ и ИПХ. В 1959–1961 гг. Институт истории Академии Наук СССР организовал экспедиции в Центральное Черноземье для изучения существовавших там с 1920 гг. общин ИПХ. Среди «истинно православных» было обнаружено деление на «духовников» (около 30%), считавших возможным перевоплощение Бога в человека, и «книжников» (около 70%), верных основным канонам православной церкви. Общины ИПХ в это время сохранялись в Центральном Черноземье и соседних областях Украины; на юге РСФСР – в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях; в Среднем и Верхнем Поволжье, а также на юге Западной Сибири. К середине 1970 гг. в стране насчитывалось не больше 130 нелегальных общин ИПХ, которые объединяли порядка 2,5 тыс. человек. Примерно половина общин концентрировалась в Центральном Черноземье. Исследования, проведённые в 1970–1973 гг. и в начале 1980 гг., выявили раскол ИПХ на несколько толков и постепенный спад их деятельности, который наблюдался ещё с середины 1960 гг. В изоляционистских общинах в это время шёл быстрый процесс уменьшения численности из-за практиковавшегося безбрачия и старения членов групп. Последние открытые выступления общин ИПХ произошли в 1981 г. в связи с обменом паспортов. Появлялись и новые нелегальные общины, относившие себя (чаще всего самозванно) к различным традициям церковной оппозиции. Оформились несколько имевших иерархическое руководство группировок. Самую большую «иерархию» создал проживавший в Краснодарском крае бывший заштатный священник «схимитрополит» Геннадий Секач, которого «рукоположил» «катакомбный епископ Серафим» – ставший известным ещё до войны самозванец Михаил Поздеев. Вместе со своим заместителем «митрополитом» Ф. Гуменниковым Г. Секач совершил больше десятка «епископских хиротоний». Общины голынцев возглавлял объявивший себя «архиепископом» Антонием священник Тихон Голынский-Михайловский, который утверждал, что в 1939 г. в лагере он был тайно хиротонисан группой заключённых архиереев и назначен главой ИПЦ. К андреевской преемственности относили себя «епископы» Димитрий Локотков в Тюменской области и Феодосий Бахметьев в Горьковской области.

 



 
PR-CY.ru