КАРМИЛ, Кармель - Страница 6

По замечанию археологов, помимо традиционного набора оттенков тессер из различных видов известняка, белого и красноватого кирпича использованы также тессеры из зелёного стекла. М. Чиат предполагает, что стекло местного производства, но его следов в Исфии пока не обнаружено. Христианское население появилось в Исфии в XVII в. Об этом свидетельствует хранитель францисканского Ордена Франческо Полицци, путешествовавший по Кармилу в 1666 г. Он сообщает о маронитском христианском населении деревни, которое осталось без священника, т.к. последний бежал. Франческо Полицци послал нового пастора из Назарета, который крестил и причастил жителей. В 1920 гг. в Исфии жили друзы (921 человек), греко-католики (107 человек), марониты (7 человек), католики (6 человек), православные греки (6 человек), мусульмане (17 человек). В настоящее время это – друзская деревня, население которой в 2009 г. составляло 25,4 тыс. человек. Хорват-Сумака – еврейское поселение талмудического периода, расположено на Кармиле, в 2,5 км южнее Далият-эль-Кармель и в 5 км на запад от Керен-ха-Кармель (Дейр-эль-Мухрака). Хорват-Сумака была описана уже в XIX в. в трудах Британского палестинского исследовательского фонда как важное место, где сохранились древние сооружения. Большое каменное здание идентифицировано как синагога на основании характеристик фасада и малых архитектурных форм. Исследованием синагоги активно занимались в XIX в. В. Гверин, Л. Олифант, Э. фон Мюлинен. В 1905 г. синагогу раскопали Г. Коль и Карл Ватцингер, они провели обмеры и составили её первый план. Территория Хорват-Сумаки была исследована под руководством Я. Олами. В 1983–1991 гг. проведены новые раскопки (руководители С. Дар, А. Зигельманн и Я. Минцкер из Университета Бар-Илана). По архитектурным признакам исследователи относят синагогу к так называемому раннегалилейскому типу (аналогии – Капернаум, Барам, Мерон, Гуш-Халав, Хирбет-Шема и др.). Сухая кладка состоит из хорошо пригнанных друг к другу крупных каменных квадров (0,6х0,6х2 м). Главный фасад обращён в сторону Иерусалима (на юго-запад), в нём три дверных проёма, фланкируемых пилястрами на аттических базах с коринфскими капителями (центральный вход: ширина 1,55 м, высота косяков 2,46 м; северный вход: ширина 1,07 м, высота косяков 1,92 м). Фасад украшен небольшим рельефным изображением меноры. С восточной стороны к синагоге примыкал нартекс шириной 4,4 м. Боковой нартекс редко встречается в синагогальной архитектуре, единственная аналогия – боковой атриум в капернаумской синагоге. По мнению исследователей, данная форма основана на домашней архитектуре Палестины и Сирии. В северной части нартекса сохранилась каменная платформа (1,1х1,9 м, 0,3 м), которая, как полагают исследователи, была вимой или опорой для деревянной ниши Торы. Вдоль стены, примыкающей к синагоге, располагалось одноступенчатое сиденье. План синагоги базиликальный, зал прямоугольной формы (по внешнему периметру – 23,8х14,8 м, по внутреннему – 18,4х13,8 м) делится на три нефа двумя рядами колонн (по четыре опоры в каждой). Фусты колонн разные по диаметру, отличаются друг от друга и интерколумнии. По мнению исследователей, расположение колонн довольно странное: они пересекают поперечное пространство синагоги в его восточной части, оставляя западное пространство широким и открытым, что явилось, как полагают исследователи, результатом перестройки.

 



 
PR-CY.ru