КАРМИЛ, Кармель

КАРМИЛ, Кармель – горный кряж вулканического происхождения на северо-западе Израиля. Начинается от прибрежного района в пределах современного города Хайфы, с северной стороны он ограничен долиной Завулон, на юге и на востоке понижается, переходя в холмистую местность в районе городов Биньямины и Йокнеама, и граничит с долиной Дофан. Общая длина хребта достигает 39 км, ширина – около 8 км, высшая точка (между Хайфой и друзским поселением Исфия) – 546 м над уровнем моря. Кармил в Ветхом Завете назывался также город в Иудее (Нав. 15:55), в настоящее время Хирбат-эль-Кармил, расположенный в 12 км к юго-востоку от Хеврона (1 Цар. 15:12; 25; 2 Цар. 23:35; 1 Пар. 11:37). Еврейское понятие «кармел» означает «лес» (4 Цар. 19:23; Ис. 10:18; 37:24), «(фруктовый) сад» (Ис. 29:17; 32:15–16) или «виноградник, плодоносная земля» (Ис. 16:10), «плодородный» (2 Пар. 26:10; Ис. 16:10; Иер. 4:26; 4 Цар. 19:23), «колосья зерна» (Лев. 2:14; 23:14); пышная растительность горы упоминается в Мих. 7:14; Наум. 1:4 (ср.: Ам. 1:2). Все эти признаки имеет горный хребет Кармил. В Ветхом Завете не раз восхваляется плодородие почвы Кармила (Ис. 35:2), которое позволяет сравнить его с Ливаном и Васаном (Ис. 33:9; Иер. 50:19). В Иер. 46:18 Кармил, как высокая гора, сравнивается с Фавором. Гонимые стремились найти убежище на вершине Кармила (ср.: Ам. 9:3) или в его многочисленных пещерах. В списках египетского фараона Тутмоса III Кармил назван «священным мысом», но не все учёные согласны с такой идентификацией. Кармил располагался на границе удела колена Асира, однако исследователям неясно, входил ли он в эту территорию (Нав. 19:26; среди побеждённых Иисусом Навином противников упоминается «царь Иокнеама при Кармиле» – Нав. 12:22). Евсевий Кесарийский полагал, что Кармил был политической границей между Израилем и Финикией, хотя не указывал, кому именно он принадлежал. Из 3 Цар. 18:30 исследователи делают вывод, что пророк Илия восстановил здесь разрушенный алтарь Господа. Таким образом, исследователи предполагают, что Кармил когда-то принадлежал Израилю, затем отошёл финикийцам, а при царе Ахаве был вновь включён в территорию Израиля. Кармил известен как место, где от неправедного царя Ахава скрывался пророк Илия, а от тирской царицы Иезавели – сотня пророков. На эту гору Илия вызвал 450 пророков Ваала и ещё 400 пророков Ашеры и победил их, совершив чудо возжжения огня на алтаре. На вершине Кармила пророк молился о дожде, которого не было три года (3 Цар. 18–19). В описании побережья Средиземного моря Псевдо-Скилакса (V–IV вв. до н.э.) Кармил упоминается как «священная гора Зевса». В римский период территория Кармила входила во владения финикийского города Акко (Птолемаида). Тацит в начале II в. н.э. писал, что на горе Кармил на открытой местности стоял алтарь, посвящённый Ваалу Кармильскому, который отождествлялся с Зевсом-Юпитером Гелиопольским и Хададом. Однако он не сообщал ни о культовой статуе Ваала, ни о его храме: «Между Сирией и Иудеей есть место, где высится гора Кармел и где чтут божество того же имени. Тут стоит его алтарь, тут возносят ему молитвы, но по заветам предков ему не строят храмов и не ставят изображений».

 



 
PR-CY.ru