КАРМИЛ, Кармель - Страница 3

При римлянах и позже через Тель-Шикмону проходила Via maris, соединявшая это поселение с крупными центрами региона: Кесарией Приморской, Дором, Птолемаидой и Тиром. В настоящее время остатки поселений на Тель-Шикмона, Телль-эс-Самак, а также в Шаар-ха-Алия исследователи считают единым поселением. Телль-эс-Самак идентифицирован с римским Сикамином, это справедливо и для других частей поселения. Округу Сикамина принадлежала римская деревня Каламон, находящаяся от него в трёх римских милях (на территории современной Хайфы). Здесь найдены остатки почтовой станции (mutatio). По мнению исследователей, в округ Сикамина входила и римская деревня Эфа. Остатки терм, мола и гробницы найдены в Хайфа-аль-Атика. От римской эпохи в Телль-эс-Самак сохранилась небольшая гостиница. Поселение было возобновлено в византийский период, о чём свидетельствуют каменный могильный крест с именем Христа и бронзовый амулет с греческой надписью. В V–VII вв. оно достигло расцвета, став самым крупным центром на Кармиле. Шикмона существовала вплоть до эпохи мамлюков. О комплексе византийских построек со множеством мозаик в Телль-эс-Самак исследователям было известно уже в конце XIX в. Раскопки здесь проводились в 1939–1940 гг. (под руководством Наима Махули) и в 1951 г. (под руководством Моше Дотана). С 2010 г. раскопки в Тель-Шикмона и Телль-эс-Самак были возобновлены под руководством М. Айзенберга (византийский период) и Шай Бара (ранние слои), археологов из Института Зинмана при Хайфском университете. Исследованная территория была объединена в Национальный археологический парк с общим названием Шикмона. По площади он совпадает с римским Сикамином. В результате раскопок здесь была открыта и законсервирована большая часть монастырского комплекса с капеллой. В часовне заметны следы от мраморной алтарной преграды перед единственной апсидой. Полы в часовне и прилегающих зданиях украшены мозаикой с разнообразными геометрическими мотивами (пересекающиеся октагоны, плетёнки, образующие кресты, и другие мозаики). На мозаиках сохранилось две надписи на греческом языке. Одна из них была найдена под слоем древней штукатурки, в ней упоминается некий донатор Иоанн. Мозаичный пол исследователи датируют приблизительно VI–VII вв. Тессеры изготовлены из местного известняка различных цветов (тёплый белый, обширный спектр оттенков – от тёмно-коричневого до охристого), кирпичных сколов (пурпурно-коралловый) и редких вкраплений из привозных мраморных пород (холодный белый из проконнесской породы). Это традиционная для всех палестинских построек цветовая гамма. Дорогой проконнеский мрамор использовался для изготовления не только малых архитектурных деталей, но и крупных, таких как фусты (стволы) колонн. Это было крайне редким явлением в раннехристианском мире. В основном, из проконнеского мрамора делали капители и алтарные преграды. Единственный помимо этого пример в Палестине – в Кесарии Приморской, где были обнаружены проконнеские фусты колонн. Во время раскопок исследователи нашли также глиняные и бронзовые светильники и глиняные амфоры. На берегу моря раскрыты круглые бассейны, вытесанные в мягком камне. В них выращивали моллюсков для изготовления пурпурной краски (промысел процветал, например, в Тире).

 



 
PR-CY.ru