КАРМИЛ, Кармель - Страница 5

В западной части мозаичного панно в круглой раме находится греческая надпись, в которой упоминается ктитор храма диакон Иоанн. Надпись окружена геометрическими и флоральными мотивами и рядом раковин. Грубые и крупные тессеры были использованы для ремонта мозаики. Помимо храма открыты маслодавильни римского и византийского времени, римский дорожный столб, близ поселения – некрополь эллинистического периода. На склоне и у подножия холма, где до 1948 г. находилось арабское село, найдена керамика, главным образом, эпохи ранней бронзы и отчасти энеолита. Близ кибуца обнаружены следы поселения периода средней бронзы. Исфия (Хусифа). Современное поселение Исфия (в 12 км от Хайфы) основано на месте древней иудейской деревни, которая погибла от пожара. О её разрушении говорится в еврейской элегии, открытой в Каирской генизе (хотя не все исследователи поддерживают идентификацию упоминаемой здесь Хусии, или Хусифы, с современной Исфией). В 1930 г. был обнаружен клад из 4560 серебряных монет, наиболее ранние из них исследователи датируют 52–53 гг. Но самой важной находкой стали остатки синагоги V–VI вв. с мозаичным декором пола (в 80 м от греко-католического храма). Её раскопки проведены в 1933 г. под руководством Н. Махули и Ави-Йоны. По традиционной типологии архитектуры синагог исследователи относят здание к промежуточному типу, или типу «широкого дома» (transitional, or broadhouse type), в котором соединяются признаки так называемого раннегалилейского и византийского типов. В плане это почти квадратное сооружение (10х10,1 м), разделённое на три нефа двумя рядами колоннад по пять опор в каждой (ширина центрального нефа 4,3 м, северного – 2,6 м). Колонны опирались на пьедесталы. Центральный, северо-западный фасад имеет три дверных проёма. По южной стене, скорее всего, по мнению исследователей, располагалась ниша Торы, ориентированная в сторону Иерусалима. Исследование южной части исследователи считают невозможным, т.к. она находится под жилым домом. Для исследователей представляют большой интерес редкие мотивы мозаичного украшения. Между двумя крайними западными колоннами находится панель, на которой изображены две меноры с лампадами на их ветвях, из центральной их ветви вырываются два язычка пламени (панель сдвинута к северной колоннаде и расположена не по главной оси здания). Похожая менора известна исследователям по мозаике самаритянской синагоги в Эль-Хирбе. Внизу изображены религиозные предметы – шофар (рог), этрог (цитруа), лулав (пальмовая ветвь), махтах (лопатка для благовоний). Между менорами находится круглый венок. Внутри него помещена надпись: «Мир Израилю, Аминь». В центральном нефе заметны следы зодиакального круга, подобное изображение встречается в синагогах византийского типа в Бет-Альфе, Хамат-Тиверии, Нааране, Яфии. В центре находилось изображение виноградной лозы, от которого сохранились лишь фрагменты. Внизу видны остатки надписи: «…Будут помянуты все жители города, старые и молодые…, которые пообещали и дали пожертвования…, будут благословлены…, чтится их память. Да будет помянут Иошуа, который дал…». Вокруг центрального нефа мозаика образует орнаментальную раму из различных геометрических и флоральных мотивов.

 



 
PR-CY.ru