«КАНОНЫ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ» - Страница 4

За первой фразой помещён список апостолов (Иоанн, Матфей, Пётр, Андрей, Филипп, Симон, Иаков, Нафанаил, Фома, Кифа, Варфоломей, Иуда Иаковлев; в изложении слов каждого из этих апостолов имя Иуды отсутствует), который большей частью совпадает со списками в Эпитоме восьмой книги «Апостольских постановлений» и «Послании апостолов» («Epistula apostolorum»). Реконструируемые на основании дисциплинарной части два других списка (первый – Пётр, Иоанн, Иаков, Матфей, Кифа, Андрей, Филипп; второй – Андрей, Пётр, Иоанн, Марфа, Мария, Кифа, Иаков, Филипп) значительно отличаются от него. Перечисление церковных служений в заповеди от лица Иисуса Христа также дано в иной (и более логичной) последовательности (епископы, пресвитеры, диаконы, чтецы, вдовы), чем в основной части текста. Смысл заповеди заключается в том, что апостолы должны по небесному прообразу обустроить земную церковь, распределив епархии по жребию и учредив церковные служения. В разделе об этике часто используется обращение «чадо» (как и в «Дидахе»). Особо подчёркивается значение молитвы за других людей, но в отличие от «Дидахе» не упоминается пост. Гнев называется «мужским демоном», а похоть – «женским». Отмечается, что пороки мешают человеку увидеть истину. От имени апостола Фомы христиане призываются к поминовению днём и ночью и почитанию, как Господа, тех, кто проповедовали им Слово Божье и крестили (букв. – «даровал печать во Господе»). Апокалиптический раздел представлен напоминанием о том, что приближается День Господень, когда всё погибнет, и когда придёт Господь и совершит воздаяние. В дисциплинарной части делается акцент на качествах, которыми должен обладать кандидат, и процедуре избрания, но почти ничего не сообщается о чинах хиротоний. Говорится, что для избрания епископа необходимо иметь не менее 12 мужчин в общине. Если община небольшая, и этого числа не набирается, надо послать письма в соседние церкви, которые должны прислать трёх избранных мужей для испытания кандидата. Лучше, если кандидат будет неженатым или, по крайней мере, единобрачным. Новый епископ может избрать и поставить пресвитеров, число которых должно быть «не два, а три», поскольку они являют образ 24 старцев из «Откровения» Иоанна Богослова. Пресвитеры должны быть зрелыми людьми и воздерживающимися от отношений с женщинами. Одни пресвитеры должны помогать епископам в алтаре, другие – следить за порядком в народе. Те из народа, кто совершают грехи, могут быть осуждены собранием тех, кто служат в алтаре. Далее в дисциплинарной части говорится о чтецах. В научной литературе, начиная с работы А. фон Гарнака, идёт острая дискуссия о том, почему чтец упоминается раньше диакона. По мнению А. фон Гарнака, в древности служение чтеца было более почётным, поскольку он не только читал Священное Писание, но и толковал его, а также имел обязанность проповедовать (отмечается также, что чтец занимает место евангелиста в общине). Кроме того, поскольку в главе 16:2 сказано, что епископ мог быть неграмотным (ср.: Деян. 4:13), чтец помогал епископу в исполнении его обязанностей. А. Леклерк отверг теорию А. фон Гарнака. По его мнению, основной причиной, по которой чтец упоминается раньше, является то, что автор «Канонов святых апостолов» перечисляет сначала литургические служения (в том числе чтеца), а потом социальные и административные (к которым относится служение диакона). Однако другие исследователи полагают, что в данном разделе изложение литургических и административных функций разных церковных чинов перемешано и не может быть чётко разделено.

 



 
PR-CY.ru