«КАНОНЫ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ» - Страница 2

Исследователям известны также арабская и коптская бохайрская версии. Большинство исследователей признают египетское происхождение памятника. Однако доказать это крайне трудно, особенно принимая во внимание то, что «Каноны святых апостолов» могли неоднократно подвергаться редактированию или изначально представлять собой компиляцию. Кроме того, ни один из литургико-канонических памятников, с которым сопоставляют «Каноны святых апостолов», не имеет точной датировки и однозначной локализации. Одним из ключевых аргументов в пользу происхождения из Египта является различение апостолов Петра и Кифы, которое, как считалось, было характерно именно для александрийской традиции. Однако подобный список имеется, например, и в «Послании апостолов» («Epistula apostolorum»), которое могло быть составлено в Малой Азии. В целом сирийское происхождение «Канонов святых апостолов» исследователи считают столь же вероятным, как и в случае с «Дидахе». Составление памятника в Сирии не исключали Ф. Функ и Х. Ахелис. По мнению A. Февра, на Сирию указывает близость структуры управления церковной общиной в «Канонах святых апостолов» к ессейской традиции, отражённой в кумранском «Уставе общины». Однако данный аргумент, по мнению исследователей, не выдерживает критики, поскольку построен на ряде недоказуемых допущений. Акцент памятника на числах 12 и 3 при описании разных служений говорит, по мнению исследователей, скорее, об ориентации на новозаветную традицию (даже если «Каноны святых апостолов» сохраняют некое иудейское наследие, оно было воспринято через Новый Завет, а не напрямую). А. Стюарт-Cайкс также выступает за происхождение памятника из Сирии или Малой Азии. Одним из аргументов помимо сложной реконструкции эволюции текста является внимание «Канонов святых апостолов» к вопросу о женском служении в церкви, остро стоявшему именно в данном регионе. Датировка памятника во многом зависит от того, как реконструируется история эволюции его текста. Согласно теории А. фон Гарнака, в основе глав 16–28 лежат два источника, которые он назвал «устроение клира» и «устроение церковной общины». Источники «Канонов святых апостолов» он датировал серединой II в., а окончательную редакцию памятника относил к первой половине IV в. (в частности, в пользу этого говорит употребление выражения «приношение Тела и Крови»). Источниковедческая реконструкция А. фон Гарнака была отвергнута большинством учёных. В отношении датировки позиции разделились. Одни учёные склонялись к поздней датировке – рубеж III и IV вв. (П. Батиффоль, О. Барденхевер), другие – к более ранней – первая половина III в. (например, Ф. Функ, в настоящее время – Стюарт-Cайкс). Самую раннюю датировку памятника – II в. (между появлением главы 15 в «Дидахе» и составлением «Дидаскалии апостолов») – предложил Февр. Против ранней датировки, по мнению исследователей, может говорить тот факт, что автор-составитель «Канонов святых апостолов» одновременно признаёт каноническими наряду с Евангелиями и основным корпусом Павловых Посланий «Деяния святых апостолов», Пастырские Послания и Откровение Иоанна Богослова (см. в ст. Канон библейский). В научной литературе было предпринято множество попыток определить место «Канонов святых апостолов» в ряду других литургико-канонических памятников. Первая часть текста, посвящённая христианской этике, имеет явные параллели с «Дидахе» и «Посланием Варнавы». Несмотря на обилие буквальных совпадений, в отличие от «Дидахе» в «Канонах святых апостолов» представлен только «путь жизни», а «путь смерти» не описывается.

 



 
PR-CY.ru