ЙОРК - Страница 2

История Эборака как церковного центра начинается в VII в. В 601 г. папа Римский Григорий I Великий (Двоеслов), по мнению исследователей, на основании данных о церковной организации в римской Британии, определил Эборак и Лондиний (ныне Лондон) центрами будущих митрополий (послание папы к Августину Кентерберийскому сохранилось в составе «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного). Архиепископу Эборака должны были подчиняться 12 епископов-суффраганов. Однако в силу военно-политических и религиозных особенностей становления северного региона планы создания Эборакского архиепископства не были реализованы до 735 г. Согласно Беде Достопочтенному, в 627 г. в Эбораке появилась первая деревянная церковь, освящённая во имя апостола Петра. Храм построил по обету Эдвин, король Нортумбрии (около 616 – 633 гг.), в период подготовки к принятию крещения. Тогда же была возведена резиденция для св. Павлина, члена римской миссии, прибывшего из Кента вместе с невестой короля Эдвина. Предварительно св. Павлин был рукоположён во епископа и назначен на Эборакскую кафедру. Беда Достопочтенный сообщает, что вскоре король начал строительство каменного храма, однако работа была закончена уже после его гибели в октябре 633 г. После вторжения валлийского правителя Кедваллы (ум. в 634 г.) епископ Павлин бежал в Южную Британию, деятельность христианской миссии прекратилась. Однако, как утверждает Беда Достопочтенный, церковь в Эбораке не закрылась; из миссионеров в Нортумбрии оставался диакон Иаков. Пришедший в 634 г. к власти король Освальд оказывал покровительство ирландской миссии во главе с епископом Аэданом, в Нортумбрии были сформированы новые церковные структуры с центром в монастыре на острове Линдисфарн (Холи-Айленд). Эборак утратил значение церковного центра, в течение 30 лет кафедра оставалась вакантной. В 664 г. на Соборе в Стренескальке (ныне Уитби) была осуждена ирландская практика исчисления Пасхи, после чего ирландское духовенство, в основном, покинуло Нортумбрию. Впоследствии Эборакскую кафедру занял св. Хад (664–669 гг.), в его юрисдикцию входила, по мнению исследователей, вся Нортумбрия. У прибывшего из Рима в 669 г. архиепископа Теодора, назначенного на кафедру Дуроверна (ныне Кентербери), возникли сомнения в каноничности хиротонии Хада, которая была совершена при участии двух бриттских епископов. После того как Хад отказался от кафедры, Теодор рукоположил его повторно и назначил епископом в Мерсию. Преемником Хада на Эборакской кафедре стал св. Вильфрид. Житие св. Вильфрида, составленное его современником и сподвижником Эддием Стефаном, – важный источник сведений по ранней истории Эборака. В 678 г. по решению архиепископа Теодора Кентерберийского диоцез Эборак, объединявший территории к северу от Хамбера, был поделён на два епископства с центрами в Эбораке и в Хагустальдене (ныне Хексем). В 681 г. была восстановлена кафедра в Линдисфарне. Первым архиепископом Эборака стал Эгберт (735–766 гг.). Ему адресовано предсмертное письмо Беды Достопочтенного, который беспокоился о состоянии христианской церкви в Нортумбрии и давал Эгберту советы, как справляться с обязанностями архиепископа («Epistola Baedae ad Ecgbertum Episcopum»).

 



 
PR-CY.ru