ИКОНОЛОГИЯ - Страница 3

Истолкование иконологии как психологически окрашенной семиотики исследователи находят в трудах Эрнста Гомбриха (1909–2001 гг.), заново открывшего для англоязычной науки в 1960 гг. имя А. Варбурга. Он видел в изобразительном искусстве также проявление риторической активности художника и зрителя, которые на равных пользуются «визуальной энциклопедией», т.е. общеупотребительным ресурсом образов, доступных и для художника в момент создания произведения, и для историка искусства в процессе последующего объективного анализа и понимания (см., например, сборник «Символические образы», 1972 г.). Для Ханса Зедльмайра (1896–1984 гг.) и Вернера Хофманна (род. в 1928 г.) иконология – это герменевтическая и терапевтическая процедура, метод диагностирования визуальной симптоматики душевных и духовных процессов в человеческой истории. Уильям Джон Томас Митчелл («Иконология. Образ, текст, идеология», 1986 г.) понимает под иконологией всякую словесную активность (идеи, теории, дискурсы), направленную на визуальные образы (ментальные образования, изображения, подобия и т.д.). Иконология для него – особая риторическая традиция, начатая Ч. Рипой и достигшая кульминации у Э. Панофского (не наука об образах, а «политическая психология иконности», имеющая дело и с практикой иконопочитания, и с иконоборческими движениями, в том числе с взаимозависимостью идолослужения и идеологического фетишизма). В системе взглядов Генриха Лютцелера («Восприятие искусства и наука об искусстве») иконология представляет собой средство преодоления ограниченности художественной формы и стиля. Она открывает произведение искусства навстречу онтологическим и сакральным горизонтам человеческого существования (произведение искусства (прежде всего, архитектура) запечатлевает божественную власть, человеческое служение, свободу, историю и т.д.). Но при этом иконология не оценивает качественные аспекты произведения искусства, поэтому необходим анализ смысла не только законченного произведения, но и процесса его творения. С точки зрения Макса Имдаля (1925–1988 гг.), иконология должна быть дополнена так называемой иконикой – наиболее общей дисциплиной, которая занимается визуальной изобразительностью, учитывает «работу глаза» (своеобразная герменевтика непосредственного, «зрящего зрения», соотнесённого со зрением «угадывающим», ориентированным на предметность). Иконику в процессе рассматривания изображения интересует первичный источник его смысла («информативность через перформативность» – Фрески Капеллы дель Арена Джотто: иконография, иконология, иконика). Наконец, «антропология образа» (Ханс Бельтинг) основана на признании «медиального» (опосредующего, интертекстуального) характера всякой изобразительности, принимающей (в том числе) и форму искусства и предполагающей среди прочих и иконологический подход.

 



 
PR-CY.ru