ИКОНОЛОГИЯ

ИКОНОЛОГИЯ – направление в искусствознании и один из методов смыслового анализа изобразительного искусства и архитектуры. Иконология является продолжением иконографии, но в отличие от неё использует расширительный метод интерпретации, истолкования, обнаруживая за прямым (предметным) смыслом изображения всевозможные дополнительные значения: религиозный символизм, предполагающий связь зримого образа с незримым сакральным прообразом; изобразительную аллегорию, иносказание, связанное с природой поэтического творчества и воображением, оперирующее метафорами; сознательную игру скрытыми значениями и условными образами, стимулирующую фантазию и интеллект (эмблемы, энигмы и т.п.). Но существуют и всякого рода культурно-исторические и психологические «симптомы», не всегда осознаваемые и порой действующие бессознательно. Весь подобный скрытый, завуалированный и нечёткий символизм принято относить к иконологии. По определению Яна Бялостоцкого (1921–1988 гг.), иконология – «интерпретационная иконография». Интерес к изобразительной символике и её систематизации возник в эпоху Возрождения. Первые собрания мифологической образности – сочинения Винченцо Картари «Образы, представляющие богов древности» (1581 г.) и Пьерио Валериано «Иероглифика» (1556 г.); первое собрание эмблем – «Книга эмблем» Андреа Альчати (1531 г.). Само слово « иконология» известно с XVI в. и впервые встречается в заголовке книги итальянского гуманиста Чезаре Рипы (1593 г.) и обозначает всякое собрание и описание образов (необязательно изобразительных, например, и литературных). Более специализированное исследование, касающееся именно изобразительного искусства, – «Иконология богов» немецкого историка искусства Иоахима фон Зандарта (1680 г.). Забытый в XIX в. термин вновь появляется сначала в докладе 1912 г. Аби (Абрахама Морица) Варбурга (1866–1929 гг.), а затем в качестве обозначения метода в статье голландского историка искусства Г.Й. Хогеверфа (1884–1963 гг.) «Иконология и её значение для систематического изучения христианского искусства»; заслуга повторного обращения к сочинению Ч. Рипы принадлежит Э. Малю (1862–1954 гг.). Собственно символический подход к изобразительному искусству, обозначенный позднее как иконология, был разработан А. Варбургом, представлявшим историю искусства как череду внеисторических, латентных и архаических сакральных символов, впервые проявившихся в Античности и продолжавших скрыто существовать в культуре последующих эпох. Символические протоформы («формулы пафоса»), действующие преимущественно иррационально в силовом пространстве социальной памяти, могут быть усвоены человеком, согласно А. Варбургу, лишь посредством их помещения в рациональный дискурс истории искусства.

 



 
PR-CY.ru