ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ - Страница 11

Величайшую любовь и мужественное мученичество за Христа показал сам Игнатий Богоносец, который был живым образом Христа, архимученика и прототипа всех христианских мучеников на протяжении столетий. Мученичество для него – это истинное подражание Христу, страждущему по безграничной Божественной любви, смиренное соучастие в жертве любви Христовой, участие в «Чаше Его», что делает его истинным христоносцем и богоносцем. Однако мученичество есть не только участие в страдании и жертве, но одновременно и приобщение к Христову воскресению и вечной жизни, божественной жизни бессмертия и нетления. Таким образом, Игнатий Богоносец с его подчёркнутым христоцентризмом и эсхатологизмом выражает в посланиях определённый тип малоазийского благочестия и богословия, связанный с апостолом Иоанном Богословом. В центре этого богословия – воплощение Христа и Его служение, Жертва Агнца Божьего как безмерный источник и неисчерпаемое проявление Божьей любви и вечной жизни. Игнатий Богоносец в этом смысле в большой степени является предтечей Иринея Лионского и его христологического богословия. В годовом богослужебном круге память Игнатия Богоносца отмечается дважды. Уже в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. 20 декабря вспоминается его мученическая смерть, 29 января – перенесение его мощей. Последование Игнатия Богоносца 20 декабря содержит тропарь четвёртого гласа, прокимен из Пс. 63, Апостол – Рим 8:28–39, аллилуиарий из Пс. 91, Евангелие – Мк. 9:33–41 (также указаны иной Апостол – Евр. 4:14–5:6 и аллилуиарий из Пс. 44). 29 января назначаются те же тропарь, прокимен, аллилуиарий, что и 20 декабря, Апостол – Евр. 4:14–5:6 и иное Евангелие – Ин. 15:17–16:2. В греческом иконописном подлиннике начала XVIII в. – Ерминии Дионисия Фурноаграфиота – описание облика Игнатия Богоносца представлено в разделе «Святые иерархи»: «Старец с длинною бородою, говорит: Господи Вседержителю, едине святе…». В русских иконописных подлинниках (XVIII в.) сводной редакции практически идентичные описания облика святого даны под 29 января – в празднование перенесения мощей Игнатия Богоносца и под 20 декабря – в день его памяти, где сказано: «Подобием сед, брада долга по персем, ризы святительская, крестечная, киноварная, испод лазорь с белил, в левой руке образ Спасов, правая благословенна». Раннее изображение Игнатия Богоносца без омофора представлено на фреске из кафедрального собора в Фарасе (Египет; около 760 г.; ныне в Национальном музее в Хартуме). В составе 14 святителей Игнатий Богоносец был изображён на несохранившейся мозаике в тимпане наоса собора Святой Софии в Константинополе (около 878 г.; известно по рис. Г. Фоссати). В программе росписи церквей Каппадокии его изображения немногочисленны и в ряде случаев атрибутируются предположительно, например, в апсидах храмов: св. Иоанна Крестителя в Чавушине (южная капелла, VII–IX вв.); Кылычлар-килисе в Гёреме (X в.); Айвалы-килисе в Гёреме (между 913 и 920 гг.).

 



 
PR-CY.ru