ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ - Страница 12

В системе росписи византийских храмов начиная с XI в. образ святого устойчиво встречается в алтарной зоне: в южной парекклисионе кафоликона монастыря Осиос Лукас (1030 гг.); в церкви святого Николая (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии, Кипр (XI в.), – в паре со святителем Григорием Акрагантским; в церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/1106 гг.), – под изображением евхаристии, крайний справа со святителями Иоанном Златоустом и Николаем Чудотворцем; в церкви Спаса Преображения на Нередице (1199 г.) поясное изображение Игнатия Богоносца в медальоне завершало с южной стороны (четвёртый регистр) святительский чин в алтарной апсиде (парное ему – изображение святителя Анфимия Никомидийского). На фреске Мануила Панселина в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Протате на Афоне (начало XIV в.) он изображён рядом со священномучеником Дионисием Ареопагитом. В монументальной живописи сцена мучения Игнатия Богоносца известна, например, в росписи церкви Богородицы монастыря Панагии Сумелы близ дер. Мацука; ныне Мачка, Турция (XIV в.). Львы с двух сторон вцепилась зубами в плоть святого так, что его ноги подогнулись. Смирение Игнатия Богоносца выражено посредством жестов – левая рука в знак приятия мученичества как воли Божьей повернута ладонью вовне, правая указывает на зверей, что означает непротивление, взгляд обращён вверх. Богослужебное епископское облачение Игнатия Богоносца подчёркивает драматизм происходящего. Фигуры львов, представленные по отношению друг к другу центрально-симметрично, окрашены в зловещие тёмно-лиловые тона. Сцена мученичества Игнатия Богоносца реже, чем его единоличные изображения, встречается в минейных циклах. Так, в комплексе наиболее ранних известных лицевых миней – в Минологии Василия II (Константинополь, 976–1025 гг.) композиция более динамична, нежели в росписи храма монастыря Панагии Сумелы: Игнатий Богоносец упал на одно колено, в левую руку, ищущую опору на земле, вцепился лев. Второй зверь с другой стороны терзает бок святого, правая рука которого взметнулась вверх. Его святительские одежды залиты кровью. Архитектурный фон в виде округлой стены указывает на место происходящего – арену цирка; по сторонам – из окна башни и из-за горки видны головы наблюдающих. Сцена мученичества Игнатия Богоносца представлена также на миниатюре в Минологии из Великой Лавры преподобного Афанасия (XI–XII вв.); в настенных минологиях ряда храмов (великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317–1318 гг.); Вознесения монастыря Дечаны, Косово и Метохия (1348–1350 гг.); Святой Троицы монастыря Козия в Валахии, Румыния (около 1386 г.); святых Апостолов в Пече, Косово и Метохия (1561 г.). Единолично в рост Игнатий Богоносец изображён, как правило, под 20 декабря: на миниатюрах (в Синаксаре Захарии Валашкертского (первая четверть XI в.); в минологии Служебного Евангелия (Константинополь, третья четверть XI в.); в греко-грузинской рукописи (так называемой Афонской книге образцов; XV в.) – в обоих случаях в рост, седовласый, без залысин, с клиновидной бородой средней длины; в настенных минологиях в храмах Успения Пресвятой Богородицы монастыря Трескавец (Македония, между 1334 и 1343 гг.); святителя Николая в Пелинове (Черногория, 1717–1718 гг.). Кроме того, под 29 января в ряде минологиев помещена сцена перенесения мощей Игнатия Богоносца: на миниатюрах в Минологии Василия II, в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и «Жития великомученика Димитрия Солунского» (Фессалоника, 1327–1340 гг.), в минее на январь (под 29 января, XIII в.); в настенном минологии церкви святителя Николая в Пелинове. Сцена мученичества как отдельный сюжет представлена и в иконописи, например, на примитивного письма македонской иконе XVII–XVIII вв. из собрания Ф.П. Афанасьева.

 



 
PR-CY.ru