ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ - Страница 13

В поздневизантийское время появляется новая иконография святителей, главным образом, известная по иконам святителя Спиридона Тримифунтского, представленного сидящим на троне (например, икона конца XVII – начала XVIII в.). Так же изображён Игнатий Богоносец на иконе второй половины XVII в. (частное собрание, Греция), на нём фелонь светло-розового цвета, епитрахиль богато украшена растительным орнаментом, на епигонатии различим образ серафима в нижней части. На ряде русских икон он показан с избранными святителями. На новгородской иконе конца XV в., которая, согласно писцовым книгам 1628–1629 гг., находилась в местном ряду иконостаса Успенской церкви Муромского монастыря на Онеге (ныне в ГРМ), Игнатий Богоносец представлен с отцами церкви Иаковом, братом Господним, епископом Иерусалимским, и Николаем Чудотворцем, архиепископом Мирликийским. Святые показаны фронтально в рост. Игнатий Богоносец держит Евангелие обеими руками, в воспоминание о мученической кончине он в соответствии с описанием иконописного подлинника изображён в фелони красного цвета (некрещатой), разделанной белилами, в подризнике цвета лазури. На двухсторонней (на лицевой стороне – Крещение) иконе-таблетке, датируемой концом XV в. и входящей в комплект иконных святцев собора Святой Софии в Великом Новгороде, выбор святителей на оборотной стороне обусловлен календарным принципом; Игнатий Богоносец представлен со святителями Афанасием и Кириллом Александрийскими, чья память приходится также на 18 января. В данном случае изображение облачения святого не совпадает с предписанием иконописного подлинника: фелонь светло-коричневого цвета, подризник розовый; пальцы десной руки сложены в именословном благословении, на левой руке, покровенной фелонью, – Евангелие. Новгородской таблетке аналогична таблетка второй половины XVI в. из состава двухсторонних икон-святцев собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале (ныне в ГВСМЗ). Изводы икон имеют детальное сходство, расхождения касаются, главным образом, цветовой разработки одежд. Так, фелонь святого красного цвета, а подризник зелёного. На русской иконе конца XVII в. из дер. Ключи Нижегородской области Игнатий Богоносец представлен с соимённым ему святым Игнатием Ломским, чьим небесным покровителем он, очевидно, являлся. Святые предстоят в молении Нерукотворному образу Спасителя (возможно, икона происходит из церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя Ломской пустыни в Вологодской области). Игнатий Богоносец облачён в красного цвета крещатую фелонь с орнаментированным в два цвета исподом и в тёмный подризник, обеими руками держит Евангелие. Композиционно эта икона напоминает надгробный образ великого князя Василия III из Архангельского собора Московского Кремля (1530–1540 гг.), на котором великий князь также представлен с соимённым святым. На годовых иконах-минеях или на гравированных святцах изображение Игнатия Богоносца фронтально в рост помещено под 29 января и 20 декабря: на Минее годовой (первая половина XVI в., Музей икон в Рекклингхаузене) – под 20 декабря, в крещатой фелони (начало XIX в.); ошибочно атрибутирован как святитель Игнатий, патриарх Константинопольский (память 23 октября); на святцах работы гравёра Г.П. Тепчегорского (1722 г., РГБ), на листе на декабрь – с крестом в правой руке и с пальмовой ветвью в левой, в саккосе, на голове митра; на листе на январь – с посохом в левой руке, правой благословляет, облачён в фелонь, на голове митра. Лит.: Ястребов А. Святой Игнатий Богоносец // ЖМП. 1952. № 5; Мейендорф И.Ф. Учение о Христе и Церкви у Св. Игнатия Антиохийского // Вестник РХД. 1956. № 4(43); Флоровский Г.В. Отцы первых веков. Кировоград, 1993; Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода XV в.: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1982. Кат. № 53; Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007.



 
PR-CY.ru