ИКОНОПОЧИТАНИЕ - Страница 6

Возобновились уничтожение икон, преследование монахов, их эмиграция на Восток и в Италию. Преемник Льва V Армянина, Михаил II Косноязычный (Аморейский) попытался держаться довольно своеобразной политики терпимости относительно иконопочитателей: дал амнистию всем, пострадавшим за иконопочитание (между прочим, и Феодору Студиту), и издал постановление, требовавшее, чтобы «никто не смел приводить в движение язык свой ни против икон, ни за иконы», «чтобы молчание было правилом во всём, что напоминает иконы» (однако и в это царствование произошло восстание самозванца Фомы, поднятое, вероятно, во имя православия). Постановление Михаила II Бальбы (820–829 гг.) оставалось в силе и при его преемнике, императоре Феофиле (829–842 гг.), который, однако, снова стал энергично преследовать иконопочитателей. Лишь после смерти Феофила, в регентство его жены Феодоры (за малолетством императора Михаила III Пьяницы), а также других лиц, в том числе и дяди императрицы Мануила, византийское духовенство убедило императрицу, давно расположенную к иконопочитанию, восстановить его. Во время регентства Феодоры был свергнут приверженец иконоборчества патриарх Иоанн VII (836/837–843 гг.) и на его место возведён защитник иконопочитания Мефодий 843–847 гг.), подвергавшийся преследованию при Феофиле. Под его председательством состоялся в 842 г. Собор, утвердивший и одобривший все определения Седьмого Вселенского собора и подвергший снова отлучению иконоборцев (исключение было сделано для Феофила). Тогда же был установлен и совершён чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной церкви в Неделю Православия. Догмат иконопочитания подчёркивает, что чествование икон и поклонение им (в смысле поклона, внешнего знака почтения, а не служения-латрии, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению и, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображённому лицу (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, изображаемого по человеческой природе, от которой в Его единой ипостаси неотделима природа Божественная (в соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», образ, указывающий на Личности (ипостаси), есть действительно (по действию-энергии) сама Личность, хотя и не тождественен ей). Догмат о почитании икон отвергается рядом протестантских церквей, либо считающих иконопочитание идолопоклонством, либо избегающих его как вводящего в соблазн. Протестанты, как правило, отрицают внешние знаки иконопочитания, а некоторые радикальные течения – даже само использование их для украшения мест богослужений. Тем не менее, они в большинство случаев не разделяют богословской аргументации иконоборцев о неизобразимости Христа, поэтому изображают Его и евангельские сюжеты в своей издательской продукции. См. также ИКОНА, ИКОНОБОРЧЕСТВО



 
PR-CY.ru