ИКОНОПОЧИТАНИЕ - Страница 5

Переселенцы стремились сохранить византийские традиции в том виде, как они их себе в то время представляли, т.е. без учёта тех исторических традиций, которыми эти церковные традиции были вскормлены. Несмотря на усиление оппозиции (в которой встречались уже и высокопоставленные светские лица), иконоборчество в Византии держалось не только до смерти Константина V Копронима, но и в царствование его сына (внука Льва III Исавра), более умеренного Льва IV Хазара (775–780 гг.), который продолжил семейные традиции иконоборчества. Но одной из противниц была его мать Ирина, сестра хазарского когана, которую в 732 г. Константин V Копроним взял в жёны (отсюда и прозвище её сына – Хазар; её хазарское имя – Чичак, что означает «цветок».) В её регентство (из-за малолетства сына, императора Константина VI) партия иконопочитателей, находившая сочувствие в императрице (как и вообще в большинстве знатных женщин), одержала верх. После возведения в Константинопольские патриархи Тарасия (784–806 гг.) было решено созвать Вселенский собор для восстановления иконопочитания. Он был открыт в Константинополе в августе 786 г., но войско, оплот иконоборцев, оказало такое сопротивление деятельности Собора, что участвовавшие в нём должны были разойтись. Переместив под благовидным предлогом столичное войско из столицы в провинции, отпустив ветеранов на родину, составив новое войско и поставив над ним преданных себе начальников, Ирина при участии папы Адриана I (772–795 гг.) и патриарха Тарасия (784–806 гг.) созвала через год (787 г.) в Никее новый Собор, который вошёл в историю под названием Седьмого Вселенского. На нём были отвергнуты постановления собора 754 г., подвержены анафеме иконоборцы и было установлено иконопочитание. Иконам не должно было оказывать поклонения, приличествующего только Богу, но их подобало чтить совершенно так же, как и святой животворящий Крест (почитание которого не отвергалось иконоборцами), подобало прикладываться к ним, преклонять пред ними колена, воскурять фимиам, возжигать свечи, обращаться к ним с молитвами. Однако преследований иконоборцы в эпоху правления Константина VI и Ирины (до 802 г.), по-видимому, не имели. Во время же царствования Никифора (802–811 гг.), возбуждавшего недовольство православной партии и особенно монахов не только своими финансовыми мерами, но и терпимостью к павликианам, иконоборцы гонениям также не подвергались. Лишь в короткое время правления императора Михаила I Рагнаве (812–813 гг.), находившегося под сильным влиянием духовенства, иконоборцы (также и паликиане) стали подвергаться гонениям. Но Михаил I был плохим администратором и неудачным полководцем, поэтому был низвергнут солдатами, которые возвели на престол энергичного и популярного полководца Льва V Армянина (813–820 гг.). Этот восточный по происхождению император снова встал на сторону иконоборчества. Сломив деятельную оппозицию духовенства (прежде всего, в лице Константинопольского патриарха Никифора, созвавшего поместный Собор для защиты иконопочитания, и особенно Феодора Студита, деятельно поддерживавшего православных и смело порицавшего императора), Лев созвал в 815 г. Собор, отменивший постановления Седьмого Вселенского собора.

 



 
PR-CY.ru