ИКОНОПОЧИТАНИЕ - Страница 3

По вполне понятным причинам литературная продукция иконоборцев почти полностью утрачена (из-за их окончательного поражения), зато хорошо сохранились произведения иконопочитателей. На Востоке самым сильным противником иконоборчества явился в эту эпоху знаменитый Иоанн Дамаскин, Мансур (675–753 гг.). Его главная работа – «Источник знания (ведения)» – остаётся непревзойдённым курсом догматического богословия. Не стремясь к новым построениям (по причинам верности традиции), он тщательно и любовно собрал и систематизировал всё главное, что установили церковные Соборы и чему учили величайшие богословы. Книга написана им в конце жизни; она даёт полное и ясное изложение православных догматов; служила образцом для богословов не только восточных, но и западных (даже труды Фомы Аквинского являются зачастую переделками богословия Иоанна Дамаскина). В его книге последовательно рассмотрены учения о Боге, Троице, сотворении мира, ангелах и бесах, видимой природе и рае, о человеке, его свойствах и Божьем провидении. Иоанн Дамаскин сумел дать богословское обоснование иконопочитания. Иконоборчество для него было равносильно нечувствию Богочеловеческой тайны. Иоанн писал, что Бог, конечно, по чистейшей духовности Своего естества, невидим и потому неизобразим – Он не имеет действительного образа в вещественном мире. Однако по благости Своей Бог открыл Себя людям в Боговоплощении, сделавшись таким образом видим и изобразим. Поэтому никакого идолопоклонства в почитании икон нет и не может быть, поскольку христиане поклоняются «не естеству дерева и красок», но «образу Воплотившегося», через который поклоняются Самому Христу. Человек, писал Иоанн Дамаскин, был сотворён по образу и подобию Божьему из двух природ – разумной и чувственной, как некая связь между мирами видимым и невидимым, как некий «новый ангел» для царствования над земным миром. Бог дал ему право и способность через собственное Своё произволение пребывать в непрерывном единении с Собой. Первозданный человек был поселён в раю, который представлялся Иоанну двояким: телесно человек пребывал в божественном и прекрасном месте, а душой – в месте несравненно более прекрасном и высоком. Он был создан нетленным, бесстрастным и бессмертным для равноангельской жизни, имея возможность непрестанно созерцать Творца. Но всё, что дано было первозданному человеку, он должен был усвоить только при наличии своей свободы, т.к. добродетель есть лишь то, что проявляется не по принуждению. Человек не выдержал этого испытания и пал, причём грехопадение так сотрясло его природу, что её гармоническое строение нарушилось. И с тех пор он тяготеет в сторону вещества. Погружаясь в материю, человек сделался смертным, поддался вожделению и страстям. Для победы над смертью и пороком потребовалось чудо Боговоплощения, когда «Сам Творец и Господь вступил в борьбу за Своё создание». Через Распятие была упразднена смерть, разрушен грех и устроено возвращение к древнему блаженству. Иисус Христос указал человечеству путь, каким можно уйти от гнета первородного греха. Чудо Воскресения, совершившееся во Христе, как в начатке, повторяется в каждом желающем и только через общение с Христом. В крещении человек получает как бы возможность второго рождения, а через тайну причащения – получает вечную и нетленную пищу. Тайну Боговоплощения Иоанн Дамаскин рассматривал очень подробно. Он как бы подвёл итог многовековому христологическому спору; писал, что Бог вочеловечился для спасения, обновления, обожения человека. Воплощение Слова совершилось действиями Святого Духа, Который как некое Божественное семя осенил Деву Марию и образовал из Её непорочных кровей начаток нашего естества; чудо Боговоплощения произошло уже в момент зачатия.

 



 
PR-CY.ru