ИСРАЭЛЬ - Страница 15

Исраэль нигде не говорит о том, что Бог – это вид, а лишь то, что Он един таким же образом, как един вид, т.е. по сущности, точнее, по общей сущности, включающей три частные сущности, или ипостаси. Индивид внутри вида отличается от другого индивида наличием определённого свойства, лежащего в основе их различия или разделения. Исраэль вынужден признать, что между Божественными Ипостасями существует некое различие, но оно является воображаемым, т.е. не принадлежит ни к одной из двух обычных категорий («сущность» и «акциденция»), на основании которых различие может иметь место. Другим важным термином, описывающим троичность в Боге, исследователи называют термин, означающий «атрибут», «свойство». Это слово важно тем, по мнению исследователей, что Исраэль основывает на нём доказательство существования Лиц Троицы. У Бога есть три «свойства» (или «атрибута»): Жизнь, Логос и Субъект, Которому эти свойства приписываются. Таким образом, Бог един по сущности («как вид») и троичен в атрибутах, именуемых ипостасями. Доказательством того, что Бог действительно обладает этими тремя свойствами, является Его действие, признаки Его деятельности в мире. Он проявляет Себя как Существующий, Живущий и Мыслящий. Он является Живущим, потому что Он активен, Он действует, а нельзя быть активным, не обладая жизнью. Он является Мыслящим, т.к. Он устроил мир с помощью мудрости, а никто не может быть мудрым без разума-логоса. Исраэль предлагает ещё одно доказательство наличия в Боге трёх атрибутов. Он говорит, что мир зависит от какой-то причины, а это подразумевает, что кто-то его создал. Всякая творческая деятельность является или свободной, или необходимой, или природной. Поскольку творческая деятельность Бога не является ни природной, ни необходимой, она должна быть свободной. Если Бог свободен, то Он должен быть разумным, а если Он разумен, то Он должен обладать жизнью. Поскольку нет никакой реальной, т.е. сущностной, разницы между Богом и Его двумя атрибутами, то Он один по сущности; а т.к. между Богом и двумя Его атрибутами существует различие, как различие между субъектом и свойствами субъекта, то Он троичен по свойствам. Наличие в Боге Жизни и Логоса не делает Его сложным, подобно тому, как душа человека обладает жизнью и разумом и остаётся единой и простой. Также и у четырёх элементов есть различные качества, но эти качества не подразумевают никакого разделения в элементах. У Бога много свойств, однако они имеют неодинаковый статус. Их можно разделить, по мнению исследователей, на два класса: «существенные» свойства (Жизнь и Логос) и «несущественные» свойства (способность видеть, слышать и т.д.). «Существенные» свойства неотделимы от сущности, без них она не может быть сущностью. Так, человек может испытать недостаток в определённых «несущественных» свойствах (быть лишённым зрения, слуха и т.п.), но не может быть лишён «существенных» свойств (жизни и разумности), иначе он перестанет, по определению, быть человеком. В Создателе «существенные» свойства – это Жизнь и Логос, они абсолютны, без них Бог перестаёт быть Богом, в то время как «несущественные» свойства относительны и вторичны в том смысле, что являются проявлением не сущности как таковой, а существенных свойств (Жизни и Логоса).

 



 
PR-CY.ru