ИСРАЭЛЬ - Страница 12

Творчество Исраэля исследователи рассматривают как один из первых опытов составления догматических трактатов в несторианской арабоязычной среде Ирака. «Послание...» исследователи называют типичным произведением арабского рационального богословия – калама. В изложении учения о Троице Исраэль руководствуется двумя фундаментальными и, на первый взгляд, противоречащими друг другу предпосылками: человеческий разум не способен постичь божественные истины, логика и диалектика являются инструментами богословского рассуждения. Согласно «Посланию...», творение может быть причастно именам и свойствам Творца, но не Его бытию и сущности. Бог онтологически превосходит творение, истинное знание о Нём не может быть достигнуто ни чувственным восприятием отдельных тварных вещей, ни интеллектуальным восприятием универсалий, ни даже путём вывода представления о Нём из Его действий в мире. Не только пять чувств, но даже человеческий разум с его логическими умозаключениями далеки от истинного знания о сущности чувственных вещей; тем более человек не может ничего постичь в вопросах о сверхчувственном и должен полагаться на Откровение. С другой стороны, Исраэль не отрицает значения логического мышления. Через логические доказательства может быть получено знание о том, что не может быть воспринято чувствами и интеллектом. Исходя из признаков деятельности Творца и из свидетельств о Его творческом искусстве, человек делает выводы о существе и природе Создателя. Рассматривая логику и философию как «служанок» богословия, Исраэль стремился на практике использовать все преимущества логического метода. Его изложение учения о Троице представляет, по мнению исследователей, серию силлогизмов с использованием философских категорий и общепринятых, по его мнению, концепций. Бог есть сущность. Для обозначения единой Божественной сущности Исраэль использует ряд терминов, призванных подчеркнуть её различные аспекты: «чтойность» (лат. «quidditas»), «тойность» (лат. «illuditas»), природа, сущность. Когда, например, Исраэль говорит о «тойности» Творца, он имеет в виду ту непознаваемую и недоступную, находящуюся «там», за гранью человеческого понимания, сущность, которая проявляется «здесь» в своих свойствах. Бог является самосущим и «предсуществующим в природе»; в этом выражении слово, означающее «природа», этимологически связано со словом, означающим естественное состояние, характер. Если первое слов может прилагаться к конкретной вещи материального мира, то второе используется, только если речь идёт о внутренней, сокровенной природе вещей (последний термин употребляется в «Послании...» параллельно с термином среднеиранского происхождения, означающего «сущность», «производное», сущностный, субстанциальный).

 



 
PR-CY.ru