ИММАНЕНТНОСТЬ - Страница 4

В этом примере каббалисты описали Шехина, сопровождая детей Израиля в их изгнании, будучи изгнанным вместе с ними и жаждущим Её искупления. Такая концепция происходит из каббалистической теологии, согласно которой физический мир, а также высшие духовные миры непрерывно воссоздаются из ничего. Шефа (поток) божественной воли исходит через Сфирот. В результате внутри всех творений есть божественные искры жизненной силы, которые их поддерживают. Средневековая Каббала  описывает две формы божественной эманации: «свет, наполняющий все миры», представляющий эту имманентную божественную творческую силу, и «свет, окружающий все миры», представляющий трансцендентные выражения Божественности. Новыми доктринами Исаака Лурия в XVI в. завершилась каббалистическая система объяснения. Лурианская каббала описывает процесс Цимцум (означает «сжатие») в каббалистической теории творения, где Бог «сжал» свою бесконечную сущность, чтобы создать «концептуальное пространство», в котором мог существовать конечный независимый мир. Позднее это получило различные интерпретации в еврейском мистицизме, от буквального до метафорического. В этом процессе творение разворачивается в божественной реальности. Исаак Лурия предложил смелую космическую теологию, объясняющую причины Цимцум, первозданную катастрофу Шевират Хакелим («Разрушение судов» Сфирот в первом существовании), а мессианская Тиккун («Фиксация») этого каждым человеком через своё освящение телесности. Концепция Цимцум (чего-либо) содержит встроенный парадокс, поскольку это требует, чтобы Бог был одновременно трансцендентным и имманентным: «С одной стороны, если бы Бесконечное не «ограничивало себя», то ничего не могло бы существовать. Не было бы никаких ограничений, так как бесконечная сущность Бога, а также Его изначальный бесконечный свет (каббалистические источники обсуждают, что Бог может править в одиночестве, явленный «свет» Сфира царствования «до» творения) будет охватывать всю реальность. Любое существование будет сведено на нет в божественной бесконечности. Следовательно, у нас не может быть множества ограниченных, конечных вещей, составляющих творения во Вселенной, в которой мы обитаем (число таких творений всё ещё может быть безграничным, если физической Вселенной, или же Мультивселенной не было конца). Поскольку каждая ограниченная вещь является результатом ограничения Божьей полноты, Сам Бог должен превзойти (существовать за пределами) этих различных ограниченных вещей». Эту идею исследователи трактуют по-разному. В своей окончательной формулировке лидер хасидов Шнеур Залман из Ляди, в интеллектуальном хасидском методе Хабад, то Цимцум – это всего лишь метафора, иллюзия с точки зрения человека. В панентеистической (происходящее полностью «внутри Бога») и акосмической (иллюзорный) с божественной точки зрения, Сам Бог и даже его свет не ограничены Цимцум, с точки зрения Бога. В Цимцум это просто сокрытие этой неизменной реальности от творения. Шнеур Залман проводит различие между «Единством верхнего уровня» существования Бога с божественной точки зрения и «Единством нижнего уровня» существования Бога, как его воспринимает творение.

 



 
PR-CY.ru