ИТИНЕРАРИЙ - Страница 22

Этот итинерарий («Memorials of St. Dunstan, archbishop of Canterbury») состоит из двух частей: в первой перечислены храмы (без описаний), которые архиепископ посетил в Риме, во второй части дан список 79 остановок на пути путешественников от Рима до побережья Ла-Манша (без указания расстояний). Несмотря на краткость, итинерарий архиепископа Сигерика исследователи считают ценным историческим источником, т.к. в нём впервые описан традиционный путь паломников и других путешественников в Рим из стран Западной Европы – так называемая Via Francigena. На рубеже XII и XIII вв. Рим трижды посещал Гиральд Камбрийский, который обращался с апелляциями к Папскому престолу в тяжбе за епископскую кафедру Сент-Дейвидса. Эти поездки он описал в сочинениях «О нападках» («De invectionibus») и «Зерцало Церкви» («Speculum Ecclesiae»). Подробное описание пути из города Штаде (Северная Германия) до Рима с указанием больше сотни промежуточных пунктов и расстояний между ними в милях приведено под 1152 г. в «Штаденских анналах» Альберта (ум. около 1264 г.), аббата бенедиктинского монастыря Пресвятой Девы Марии в Штаде. Исследователи находят необычной форму этого итинерария – диалог между двумя клириками, один из которых собирался отправиться в паломничество в Рим, а другой давал ему советы. Составляя итинерарий, Альберт, как полагают исследователи, основывался на собственном опыте (исследователям известно, что он посещал Рим в 1236 г.). Описание Рима не приведено. В XII в. в связи с ростом общественного интереса к античной истории и культуре путешественники чаще стали описывать римские памятники, не связанные с церковной историей. В средневековой Европе широко распространились трактаты, созданные в жанре «диковин города Рима» («mirabilia urbis Romae»). Наиболее ранний из них был написан около 1143 г. неизвестным автором (возможно, Бенедиктом, каноником базилики св. Петра) и впоследствии дополнялся и редактировался другими авторами. Этот трактат включает общий обзор города (перечисление ворот, холмов, триумфальных арок, бань, катакомб, мартириев и т.д.), пересказ преданий (часто легендарного характера), связанных с некоторыми памятниками, а также более подробный путеводитель с указанием примечательных зданий. Сходный по содержанию, но, как полагают исследователи, самостоятельный «Рассказ о диковинах города Рима» («Narracio de mirabilibus urbis Romae») был написан в XII или XIII в. неким магистром Григорием, возможно, англичанином по происхождению. Широкий характер практика паломничеств в Рим приобрела после введения «юбилейных годов» (см. «Annus Sanctus»). Сохранились описания паломничества во время первого «юбилейного года» (1300 г.) итальянского горожанина Гульельмо Вентуры («Chronicon Astense») и французского монаха-бенедиктинца Жиля ле Мюизи («Gilles li Muisis, pèlerin de la première Année Sainte», 1300). С конца XIV в. в Западной Европе получают распространение «Книги индульгенций» («Libri indulgentiarum»), в которых перечисляются индульгенции, полагающиеся за посещение различных римских святынь. Часто к таким книгам прилагались описания «диковин Рима» и маршрутов в Рим из разных частей Европы. «Книги индульгенций» составлялись не только на латыни, но и на национальных языках, например, среднеанглийский текст «Stacyons of Rome».

 



 
PR-CY.ru