ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ - Страница 31

Ещё более показательным исследователи считают второе послание, которое папа направил 17 декабря 1220 г. архиепископу города Козенца и епископу города Бизиньяно, в диоцезах которых располагались главные монастыри флорского Ордена. По словам папы, ему сообщили, что на основании осуждения книги Иоахима Флорского на Латеранском соборе некоторые решили, что «сам этот аббат, который был отцом и основателем флорского Ордена, считается Церковью Божией еретиком». Папа решительно отвергает такое суждение об Иоахиме Флорском: «Посредством апостольского повеления мы приказываем... публично возвестить по всей Калабрии, что мы считаем его кафолическим мужем (virum catholicum)». Несмотря на позднейшую борьбу Папского престола с иохимитами-францисканцами, монахи флорского Ордена никогда не воспринимались как еретики или враги церкви. Основанный Иоахимом Флорским Орден после его смерти практически не увеличивался по количеству монастырей и монахов, хотя существовал достаточно долго. К концу XVI в. – началу XVII в. многие его монастыри оказались заброшенными и были упразднены, а оставшиеся по большей части присоединены к бенедиктинскому и цистерцианскому Орденам: «После 1632 г. не осталось, по-видимому, ни одного флорского монастыря». К середине XIII в. в целом благожелательное отношение католической церковной администрации к личности и взглядам Иоахима Флорского стало меняться на противоположное. Главной причиной этого было распространение его идей среди францисканцев, об обстоятельствах которого известно из «Хроники» Салимбене Пармского (ум. около 1288 г.), который в определённый период жизни был горячим сторонником учения Иоахима Флорского. По свидетельству Салимбене Пармского, он впервые познакомился с идеями Иоахима Флорского во время пребывания в Пизе в 1243–1247 гг. Здесь был некий пожилой аббат флорского Ордена, который покинул свой монастырь, находившийся между Луккой и Пизой, опасаясь, что тот будет разграблен войсками императора Фридриха II, и унёс с собой «все книги, изданные Иоахимом». Исследователям неизвестно, о каких именно книгах идёт речь, однако есть свидетельства, что к этому времени уже появились приписывавшиеся Иоахиму Флорскому подложные «Толкования» на книги пророков Иеремии и Исаии, а также некоторые другие неподлинные сочинения, ввиду актуальности их содержания вскоре распространившиеся намного более широко, чем подлинные. Особый интерес у монашествующих вызывала идея Иоахима Флорского о господстве нового Ордена монахов в третью эпоху. Францисканцы считали, что это пророчество Иоахима Флорского относится к их Ордену; в «Толковании на пророка Иеремию» прямо утверждалось, что нищенствующие монахи сыграют определяющую роль при переходе к новой эпохе. О том, что учение Иоахима Флорского в 1240 гг. стало широко известно среди францисканцев и доминиканцев, свидетельствует появление наименования «иоахимиты» (или иоахиты, лат. ioachita), которым обозначали не членов флорского Ордена, а вообще различных монахов, усиленно изучавших взгляды Иоахима Флорского. По свидетельству Салимбене Пармского, к 1248 г. кружок почитателей Иоахима Флорского сложился вокруг францисканского министра Прованса Гуго из Диня (ум. в 1256 г.): он «был великим иоахимитом и имел все книги аббата Иоахима»; к его келье в монастыре «собирались многие нотарии, судьи, медики и учёные люди..., чтобы послушать, как он рассказывает об учении аббата Иоахима, объясняет Священное Писание и предсказывает будущее».

 



 
PR-CY.ru