ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ - Страница 32

К числу иоахимитов Салимбене Пармский относит также францисканца Иоанна Пармского (ум. в 1289 г.), впоследствии ставшего генералом Ордена, и некоторых других итальянских францисканцев. Исследователи полагают, что именно через Иоанна Пармского идеи Иоахима Флорского стали известны Данте Алигьере, который в «Божественной комедии» поместил Иоахима Флорского в рай (существует обширная литература, посвящённая исследованию влияния Иоахима Флорского на взгляды Данте Алигьери). До середины 1250 гг. иоахимитские взгляды беспрепятственно распространялись в францисканском Ордене; папа Иннокентий IV (1243–1254 гг.) вполне мог оказывать покровительство иоахимитам, поскольку они верили в необходимость борьбы церкви с императором Фридрихом II, который в псевдоиоахимитских пророчествах именовался «предтечей антихриста» или даже самим антихристом. Ситуация изменилась после того, как в 1254 г. монахом Герардом (или Герардином) из Борго-Сан-Доннино было выпущено в свет сочинение «Liber introductorius in Evangelium aeternum» («Введение в вечное Евангелие»). «Вечным Евангелием» Герард назвал собрание трёх главных сочинений Иоахима Флорского, которое должно было открываться созданным Герардом «Введением». По мнению исследователей, с содержательной точки зрения, изложенные во «Введении» идеи Герарда отличались от взглядов Иоахима Флорского большей радикальностью: Герард объявлял, что сочинения Иоахима Флорского суть «новое евангелие», книга третьей эпохи Святого Духа, которая должна начаться в 1260 г., тогда как Новый Завет в это время должен упраздниться; Иоахим Флорский, Франциск Ассизский и Доминик де Гусман объявлялись зачинателями новой эпохи. Труд Герарда вызвал возмущение у парижских богословов, которые нашли в нём множество заблуждений. Список этих заблуждений был направлен ими Парижскому епископу, который передал дело для рассмотрения Римскому папе. По приказу папы Александра IV (1254–1261 гг.) в городе Ананьи была образована особая комиссия, члены которой внимательно разобрали все присланные фрагменты, сравнив их при этом с подлинными сочинениями Иоахима Флорского. По итогам работы комиссии в конце 1255 г. папой было направлено два мандата в Парижский университет: книгу Герарда надлежало уничтожить, сам Герард был сослан. Формально никакого осуждения в адрес Иоахима Флорского со стороны папы не прозвучало, однако в сохранившихся документах папской комиссии есть цитаты из его сочинений, которые могли быть теми «выписками» (cedule), которые папа также повелел предать огню. Таким образом, хотя достоверно известно, что комиссия обнаружила «заблуждения» не только во «Введении» Герарда, но и в сочинениях Иоахима Флорского, ни эти сочинения, ни сам Иоахим Флорский папой не были осуждены (подробнее см. в ст. «Евангелие вечное»). По свидетельству Салимбене Пармского, книга Герарда имела хождение среди францисканцев и после её осуждения: так, в 1270 г. ему показали её знакомые монахи, и он посоветовал предать её огню, как искажающую подлинное учение Иоахима Флорского. По мнению исследователей, отголоском работы комиссии является единственное официальное церковное осуждение учения Иоахима Флорского, которое произошло в 1260 г. (датировка Манси; по другой версии в 1263 г.) в городе Арле на поместном Соборе.

 



 
PR-CY.ru