ИТА, Ите, Миде - Страница 2

Члены туата И Коналл во главе с правителем предложили святой земли вокруг обители, однако Ита приняла только участок земли для разведения сада. Недовольный правитель обещал отдать обители все предложенные земли после кончины Иты, что впоследствии и исполнил. Святая благословила туат И Коналл, а его члены почитали Иту и богато одаривали обитель. Исследователи отмечают, что основную часть Жития составляют не связанные между собой эпизоды, в которых описаны аскетическая жизнь Иты, совершённые ею чудеса, явления ей ангелов, в конце Жития – описание кончины Иты (указана дата – 15 января). Главные мотивы Жития обычны для ирландской средневековой агиографии: Ита изображена как подвижница, наставница монахинь и мирян, покровительница («matrona») «своего народа». Эти качества святой, а также пророческий дар и способность совершать чудеса (исцеление больных, воскрешение умерших) проявляются в ряде эпизодов, при описании которых широко использованы агиографические топосы. В Житии излагаются характерные для ирландской агиографии гиперболические ситуации. Так, Ита предавалась настолько строгим постам, что ей явился ангел с повелением ослабить пост, а когда святая не согласилась, обещал приносить ей небесные яства, чтобы Ита могла не прикасаться к земной пище. Согласно другому эпизоду Жития, зодчий (плотник – «artifex») Беоан, построивший здания для обители Иты, принял участие в сражении между местными князьками, во время которого ему отсекли голову. По молитве Иты голова подлетела к телу и вновь приросла к шее, после чего Беоан ожил. Св. аббат Комган, предвидя скорую кончину, пригласил Иту и попросил в момент смерти возложить на него руку: «Ибо мне ведомо от ангела Божия, что душу того умирающего, на которого ты возложишь руки, ангелы Господни немедленно отнесут в Царство Божие». Для изучения истории церковной общины Клуан-Кредал важны сведения об отношениях Иты с представителями других общин, особенно Клуан-Мокку-Носа (позднее Клонмакнойз, графство Оффали). Перед праздником («quodam sancto die») Ита в сопровождении служанки отправилась в Клуан-Мокку-Нос, желая принять причастие от достойного священника. Чудесным образом присутствие Иты и её причащение остались незамеченными, на следующий день святая вернулась в свою обитель. В Клуан-Мокку-Носе «исчезновение» причастия удивило клириков, по молитве которых ангел явился некоему благочестивому старцу и раскрыл тайну. Аббат Оэнгус послал к Ите клириков, чтобы принять у святой благословение. По прибытии клириков Ита попросила одного из них, благочестивого пресвитера, отслужить мессу и подарила ему облачения. Клирики отказались от подарка, т.к. аббат запретил что-либо от неё принимать, кроме молитвы и благословения. Возражая им, Ита рассказала о том, что некогда аббат Оэнгус посетил обитель св. девы Кинрехи, и та с помощью Иты омыла ему ноги, однако аббат не знал о присутствии Иты. Святая сказала, что если клирики расскажут об этом аббату, то он с радостью примет её дар. В другом эпизоде сообщается, что Мак Ниссе, аббат Клуан-Мокку-Носа, послал к Ите за освящённой водой для исцеления больного аббата Оэнгуса, но в соответствии с предсказанием Иты Оэнгус скончался раньше, чем доставили воду.

 



 
PR-CY.ru