ИТА, Ите, Миде - Страница 3

Исследователи полагают, что под именем Оэнгуса в Житии подразумевается Аэну, сын Эогана (ум. в 570 г.), второй аббат Клуан-Мокку-Носа. Преемником Аэну был Мак Ниссе (ум. в 585 г.). По мнению исследователей, сообщение о двух аббатах Клуан-Мокку-Носа объясняется предположением агиографа о том, что Мак Ниссе был заместителем настоятеля («tánaise ab») при жизни Аэну. Исходя из сведений об отношениях между Итой и настоятелями Клуан-Мокку-Носа, исследователи допускают, что во время составления первоначальной редакции Жития церковь Клуан-Кредал была связана с Клуан-Мокку-Носом и могла входить в состав парухии этой крупной общины (подробнее об особенностях ирландского церковного устройства см. в ст. Ирландия). В Житии неоднократно упоминается о том, что Ита занималась воспитанием детей. Среди них были св. Брендан Клонфертский мокку Алти (ум. в 577 г.) и св. Мохоэмок (ум. в 649 г.?), основатель обители Лиат-Мор (близ современного города Терлес, графство Типперэри). Упоминания о Брендане отрывочны, о Мохоэмоке сообщается, что он был сыном зодчего Беоана и сестры Иты и родился по молитвам святой. В других эпизодах идёт речь об отношениях между Итой и представителями небольших церковных общин, о которых сохранилось мало сведений. Так, в Житии упоминается о некоей деве Рихене, жившей в долине реки Лиффи. Её ученик и воспитанник Колумбан (Колман) посетил св. Колумбу в монастыре Иона, был рукоположён там во епископа и вернулся на родину. В другом эпизоде говорится об обители Дайре-Кускрад, где произошла ссора между монахинями из-за кражи. Для разрешения конфликта монахини обратились к Ите, и та назвала виновную. Преступница была изгнана из обители, ушла к лесным разбойникам и стала вести распутную жизнь («apud siluaticos in fornicatione constuprata permansit»). В другой раз св. аббаты Лухтигерн и Ласрен решили посетить Иту. Возражая им, некий юноша сказал: «Зачем вам, мужам великим и мудрым, ходить к этой древней старухе?». Тем не менее, аббаты прибыли к Ите, и святая, обличив юношу, призвала его к покаянию. В Житии присутствует традиционное для ирландской церковной литературы осуждение «мирской скверны» («illicita secularia») и распространённого в ирландском обществе вооружённого насилия. Агиограф вкладывает в уста Иты обращённые к мирянам призывы покаяться и вести благочестивый образ жизни (есть рассказ о том, как двоюродные братья Иты благодаря раздаче милостыни постепенно освободили душу отца от адских мук). С резким осуждением агиограф упоминает о монахинях, которые нарушили обеты и были вынуждены оставить обитель, их последующая жизнь описана как исполненная греховной скверны. Одну из монахинь, нарушившую обет девственности, Ита обличила, но монахиня не признала грех и покинула монастырь. Она долго скиталась, была обращена в рабство и служила в доме друида. О связи Жития с традицией аскетической литературы свидетельствует ответ Иты на просьбу св. Брендана назвать три вещи, угодные Богу, и три неугодные: «Истинная вера в Бога с чистым сердцем, простая жизнь с благочестием, щедрость с милосердием – эти три вполне угодны Богу. Уста, ненавидящие людей, упорная привязанность ко злу в сердце, доверие к волхвованию – эти три Богу совсем не угодны». По мнению исследователей, перечисление и противопоставление добрых и дурных качеств может восходить к аскетическому трактату VII в. «Азбука благочестия».

 



 
PR-CY.ru