ИТА, Ите, Миде - Страница 6

Тем не менее, почитание Иты получило распространение не только в Ирландии, но и в ирландских монастырях на континенте. Среди произведений Алкуина сохранилась стихотворная надпись для алтаря, посвящённого святым Бригите и Ите. Исследователям известно о почитании Иты (Ситы, Доротеи) в Корнуолле, где в Средние века ей было посвящено несколько церквей. Большинство произведений, в которых упоминается Ита, были составлены через несколько веков после кончины святой, поэтому достоверность приведённых в них сведений может быть поставлена под сомнение. Самым значимым свидетельством в пользу историчности Иты исследователи считают запись о её кончине в ирландских анналах под 569, 570 или 571 г. (это событие указано под 570 г. в Ольстерских анналах и в Инисфалленских анналах); под 569 г. – в Анналах Тигернаха и в Анналах Четырёх наставников; под 571 г. – в Хронике ирландцев. Летописная запись о кончине Иты восходит к так называемой Хронике Ирландии, составление которой, по мнению исследователей, началось в монастыре Иона во второй половине VI в. Под 553 г. в анналах сообщается о битве при Кулене, в которой племя Корку Охе потерпело поражение благодаря молитвам Иты. Считается, что это была битва, о которой упоминается в Житии Иты и в которой верх одержали И Коналл Габра, впоследствии подчинившие племя Корку Охе. Однако в сочинении о происхождении Корку Охе утверждается, что Ита помогла этому племени победить «людей Ирландии» в сражении при Кул-Менде. Кроме того, в Житии св. Мохоэмока племя, пользовавшееся покровительством Иты, названо Корку Баскинд (по мнению Ч. Пламмера, ошибочно, вместо Корку Охе). Разногласия источников позволили Э. Джонстон выдвинуть предположение о том, что первоначально Ита считалась покровительницей племени Корку Охе, которое впоследствии было подчинено правителями И Коналл Габра. Победители заимствовали почитание Иты как св. покровительницы туата, после чего упоминания о связи Иты с племенем Корку Охе были изъяты из большинства источников. В агиографической литературе утверждается, что церковная община Клуан-Кредал была основана Итой как женский монастырь, однако достоверные сведения об этом отсутствуют. В IX в. власть в общине принадлежала клирикам-мужчинам, о чём свидетельствуют упоминания о кончине настоятелей Катасаха (810 г.) и Финнахты (833 г.) в Анналах Четырёх наставников. Согласно глоссам к Мартирологу Оэнгуса, Ита разгневалась на монахинь и лишила их права занимать должность аббатисы. По мнению К. Харрингтон, Клуан-Кредал мог быть смешанной общиной или женской обителью, во главе которой стоял аббат. Также исследователи считают вероятным, что к IX в. церковь Клуан-Кредал утратила исключительно монастырский характер и превратилась в обычное для раннесредневековой Ирландии церковное поселение, в составе которого могла существовать и община монахинь. Сведения об истории общины немногочисленны. В сочинении «Война ирландцев с чужеземцами» (начало XII в.) упоминается о том, что в IX в. церковь Клуан-Кредал была дважды разграблена скандинавами. Кроме названия Клуан-Кредал (ирл. Clúain Credail – «святое поле») использовалось и другое – Келл-Ите (ирл. Cell Íte – «церковь Иты»), от которого происходит название современного селения Киллиди. В XIII в. поселение временно вошло в состав английской колонии, здесь был построен замок. О почитании Иты в период английского господства свидетельствует известие о том, что святая покарала Тордельбаха Ога О Бриана за осквернение её храма (запись в Инисфалленских анналах под 1305 г.). В настоящее время на месте церковного поселения Клуан-Кредал находится кладбище с руинами средневековой церкви, а также источник Иты, по преданию, исцеляющий от оспы. До 1822 г. церковь использовалась англиканским приходом, затем храм и дом священника были разрушены повстанцами. В честь Иты освящён ряд католических храмов в Ирландии, в том числе четыре церкви на территории графства Лимерик – в селениях Раина и Ашфорд, входящих в состав прихода Киллиди, а также в селениях Килмиди и Фина (построены в XIX в.).



 
PR-CY.ru