ИТА, Ите, Миде - Страница 4

Один из важнейших мотивов Жития – покровительство Иты туату И Коналл Габра, которое выражалось в духовном попечительстве святой над членами туата и совершённых для них чудесах. Когда на туат напал сильный враг, народ обратился к Ите и по её благословению одолел противника. Перед смертью Ита благословила духовенство и мирян туата, которые приняли её как покровительницу («que accepit eam matronam suam»). У исследователей не вызывает сомнения факт, что Житие было составлено одним из членов туата, вероятно, жившим в общине Клуан-Кредал. В тексте говорится о том, что во время составления Жития якобы были живы люди, лично помнившие святую. Упоминания об Ите содержатся в Житиях других ирландских святых, прежде всего, в Житиях св. Брендана и св. Мохоэмока. В одной из латинских версий Жития св. Брендана сообщается, что крестивший его епископ Эрк передал младенца Ите, которая воспитывала его на протяжении пяти лет. Когда Брендан повзрослел, он по совету Иты отправился в Британию, чтобы проповедовать среди местных жителей. Примерно так же говорится об Ите в ирландском Житии св. Брендана. В другой латинской версии Жития упоминается, что «эта дева (Ита) воспитала многих святых Ирландии», а также со значительными изменениями изложен мотив чудесного причащения Иты (она была перенесена по воздуху к св. Брендану в церковь Клуан-Ферта, ныне Клонферт, графство Голуэй). На том месте, где Ита опустилась на землю, Брендан установил памятный знак и отвёл это место для погребения прокажённых. В Житии св. Мохоэмока сообщается, что отец святого, Беоан, искусный плотник и каменщик, был вынужден покинуть родные места и поселился на землях, принадлежавших туату И Коналл Габра. Он полюбил Несс, сестру Иты, которая жила в монастыре, и святая вопреки желанию Несс отдала её в жёны Беоану, т.к. предвидела, что их сын станет великим подвижником. Более подробно, чем в Житии Иты, повествуется о гибели Беоана и его воскрешении по молитве святой. После рождения ребёнка родители назвали его Коэмгеном (Coemgen; это имя ирландские книжники переводили как «прекраснорождённый»), однако Ита предпочитала называть его Мохоэмок (Mochoemóc – «мой маленький красавчик», в Житии – «meus pulcer iuuenis»). Двадцать лет Ита воспитывала Мохоэмока и подготовила его к церковному служению, а затем направила его к св. Комгаллу, известному наставнику монахов. Впоследствии при помощи чудесного «кимвала» («cymbalum»), подаренного Итой, Мохоэмок обрёл место для основания церкви. Через много лет, когда Мохоэмок подвергался преследованиям со стороны Фальбе Фланна (ум. в 637 или 639 г.), правителя Мумана, Ита вместе с другими ирландскими святыми чудесным образом вступилась за подвижника. Правителю было видение, в котором вокруг крепости Кассил собралось множество праведников. Явившийся старец пояснил, что ирландские святые во главе с Патрикием и девы во главе с Бригитой и Итой прибыли на помощь Мохоэмоку. Отдельные упоминания об Ите сохранились в Житиях св. Картаха (Мохуту) и св. Маэдока. В латинском Житии св. Картаха изложено предание о пророчестве Иты, направленное на укрепление престижа церковной общины Лес-Мор (ныне Лисмор, графство Уотерфорд). Здесь сообщается о прибытии в обитель Иты неких клириков в сопровождении мальчика, который впоследствии жил в обители св. Картаха. Ита предсказала, что земля кладбища («leuiciana»), на котором будут погребены она и этот мальчик, не примет тел грешников: «И он был похоронен на кладбище града св. Мохуту, называемого Лес-Мор..., как предсказала св. Ита».

 



 
PR-CY.ru