ИТА, Ите, Миде - Страница 5

В латинской и ирландской версиях Жития св. Маэдока приводится рассказ о воскрешении монахини из обители Иты с помощью посоха святого. Об Ите и её преемниках, не названных по имени, рассказывается в предании о рождении св. Куммене Фота (ум. в 662 г.), которое известно исследователям в нескольких вариантах. Так, в так называемой Книге гимнов в прологе к гимну в честь апостолов (инципит «Celebra Iuda»), авторство которого приписывалось Куммене, сообщается, что святой родился в результате кровосмесительной связи между правителем Фиахной и его дочерью. Младенца подбросили в обитель Ите, где он был воспитан преемниками святой. В прологе упоминается о чаше Иты, хранившейся в обители. Согласно ирландскому Житию св. Куммене Фота, рождение святого произошло при жизни Иты, которая не посчитала кровосмешение грехом, т.к. оно привело к рождению великого подвижника. Сведения об Ите сохранились в средневековых ирландских мартирологах. В метрическом Мартирологе Оэнгуса (около 830 г.) святой посвящена строфа под 15 января: «Она помогла от множества тяжёлых болезней, / Она любила множество трудных постов, / Сияющее солнце женщин Мумана, / Ита из Клуан-Кредала». В более поздних глоссах к Мартирологу приведено предание о том, что Ита страдала тяжёлым заболеванием – огромный жук («dael») грыз бок святой, но она скрывала это от окружающих. Однажды монахини заметили жука и убили его. Узнав о гибели своего «воспитанника» («dalta»), святая разгневалась и предсказала, что ни одна монахиня не станет её преемницей («ní geba caillech tre bithu mo chomarbus issin n-gnim sin»). В Мартирологе из Донегола, составленном в 1629–1630 гг. Михалом О Клери, сообщается, что Ита претерпевала мучения от ужасного жука или червя, из-за которого у неё высох весь бок; об этом никто не знал, пока паразит не вырос до размеров поросёнка. Болезнь Иты интерпретируется некоторыми исследователями как высокая стадия рака груди. В связи с этим преданием в глоссах к Мартирологу Оэнгуса приведено стихотворение «Маленький Иисус» («Ísucán» начало X в.?), авторство которого приписывалось Ите. Сообщается, что Ита была настолько удручена гибелью жука, что поклялась ничего не принимать от Бога, пока ей не явится младенец Христос. Когда её желание было исполнено, Ита сложила стихотворение – монолог святой, которая нянчит младенца Иисуса (первая строка: «Маленький Иисус – вот кого я нянчу в своей маленькой пустыни...»). Легенда получила отражение в средневековой ирландской литературе, например, в Инисфалленских анналах Ита названа «приёмной матерью Иисуса Христа и Брендана». О строгом подвижничестве Иты и о её любви к воспитанию детей упоминается в гимне св. Куммене о святых Ирландии (XI–XII вв.): «Моя Ита любила великое воспитание, могучее смирение без унижения...». В календаре из Кашела (вторая половина XII в.) названо второе имя Иты – Дейрдре или Доротея. В Мартирологе из Донегола приведено также объяснение имени Иты – якобы от ирл. «íota» (жажда; древнеирл. «ítu»). В сборниках генеалогий, а также в глоссах к Мартирологу Оэнгуса и в календаре из Кашела сохранилось родословие Иты, согласно которому святая происходила из племени Десси. В перечне матерей ирландских святых упоминается «Нехт, мать Миде, дочери Кеннфаэлада». В большинстве средневековых ирландских церковных календарей память Иты помещена под 15 января, в Мартирологе из Тамлахты под этой датой указано «успение Иты». Вместе с другими святыми жёнами Ита упоминается в каноне мессы ирландского Миссала Стоу (молитва «Memento etiam»). В календаре из Кашела сообщается, что святая почиталась «в Клуан-Кредале в области Коналл Габра, в Мумане».

 



 
PR-CY.ru