ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ - Страница 5

В 1880 гг. получила развитие деятельность нотных складов, которые открывались в губернских и уездных городах с целью организовать торговлю недорогими изданиями. Хозяевами наиболее крупных складов, занимавшихся распространением духовно-музыкальных сочинений, были Александр Андреевич Архангельский, М.Д. Васильев, О. Венцель (Санкт-Петербург/Петроград), П.И. Юргенсон, Александр Дмитриевич Кастальский (Москва), братья Башмаковы (Казань), А.Н. Карасёв (Москва, Вятка). В конце XIX – начале XX вв. появились различные братства, товарищества, комитеты и общества, которые занимались изданием литературы по конкретной тематике, в том числе духовно-музыкальных сочинений. Среди издателей церковной музыки были акционерные общества «Дело», «Энергия», «Просвещение» и «Самообразование» (Санкт-Петербург/Петроград), Общество любителей древней письменности (ОЛДП, Санкт-Петербург), Общество любителей церковного пения (ОЛЦП, Москва) и Общество ревнителей русского исторического просвещения (Санкт-Петербург). Одним из наиболее значительных изданий ОЛЦП стал «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» в четырёх частях (М., 1881, 1892, 1911 гг.: Всенощное бдение; 1882, 1907, Часть 2: Ирмосы; 1883. Часть 3: Песнопения Триоди Постной; 1915. Часть 4: Божественная литургия). Члены ОЛЦП Владимир Никитич Кашперов, Юлий Николаевич Мельгунов и Василий Фёдорович Комаров также подготовили «Собрание церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора», записанное с голоса сакеллария собора протоиерея Петра Сергеевича Виноградова и напечатанное в Синодальной типографии за счёт старосты собора Максима Ефимовича Попова (М., 1882 г.). Другое важное издание ОЛЦП, напечатанное в 1887 г. в литографии В. Гроссе, – «Опыты переложений древних церковных напевов для хорового исполнения», содержащие обработки Александра Гавриловича Полуэктова, П.Р. Вейхенталя, В.Ф. Комарова и В.Н. Кашперова. По образцу выпущенных ОЛЦП изданий московских напевов был подготовлен ряд сборников, содержащих местные напевы других епархий. Важную роль в нотоиздании играли церковные и монастырские издательства, находившиеся преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. В 1873 г. в Синодальной типографии в Москве было напечатано «Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения Православной Российской Церкви» Николая Михайловича Потулова, одноголосное учебное издание в киевской нотации для духовных училищ, духовных семинарий и средних и низших учебных заведений Министерства народного просвещения, состоящее из двух частей: «Нотной азбуки» и «Сборника песнопений древних и употребительнейших напевов» (переиздано в 1875, 1878, 1884, 1888, 1898 гг.). Издательская комиссия Училищного совета при Святейшем Синоде подготовила «Церковно-певческий сборник» в пяти томах, напечатанный в Синодальной типографии в Санкт-Петербурге, который сразу стал популярным изданием: например, вторая часть второго тома вышла в сентябре 1901 г. тиражом 10 тыс. экз., а уже в ноябре того же года была переиздана тиражом 20 тыс. экз. Тираж от 1 до 3 тыс. экз. имели и другие «массовые» церковно-певческие издания.

 



 
PR-CY.ru