ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ - Страница 7

Литография В. Гроссе, одна из основных в Москве, издавала сборники духовно-музыкальных сочинений А.Д. Кастальского, «Духовно-музыкальные сочинения и переложения» священника Дмитрия Аллеманова (1905 г.), а также сочинения Д.С. Бортнянского, А.А. Архангельского, Александра Дмитриевича Городцова, иеромонаха Нафанаила (Бачкало) и др. Типография Г.Г. Шмидта печатала издания Придворной певческой капеллы, среди которых были «Пение при всенощном бдении древних напевов» для четырёхголосного смешанного хора (СПб., 1901 г.), «Обиход нотного церковного пения» (1901–1909 гг., части 1–4), «Ирмосы воскресные» греческого напева (1913 г.), а также различные сборники, например, «Духовно-музыкальные сочинения и переложения» иеромонаха Виссариона (Уварова), некоторые выпуски «Исторической хрестоматии церковного пения» под редакцией М.А. Гольтисона («Духовно-музыкальные сочинения» Степана Аникеевича Дегтярёва), сборники духовно-музыкальных сочинений А.А. Архангельского (издания 1891, 1896, 1905 г.), песнопения Е.С. Азеева, М.А. Балакирева, сборники Николая Ивановича Бахметева, Д.С. Бортнянского, А.Т. Гречанинова, Степана Ивановича Давыдова. Среди публикаций нотопечатни И.П. Гаврилова исследователи считают наиболее примечательным издание духовно-музыкальных сочинений и переложений иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Нафанаила (Бачкало). Многие издатели печатали ноты за счёт пожертвований меценатов. Например, так называемый морозовский «Круг церковного древнего знаменного пения» был напечатан в 1884 г. на средства потомственного почётного гражданина Александра Ивановича Морозова в типографии В.С. Балашёва в Санкт-Петербурге. На рубеже XIX и ХX вв. духовно-музыкальные произведения печатались также в приложениях к журналам. Кроме вышеуказанного журнала «Музыка и пение» приложения выпускали журналы «Хоровое и регентское дело», «Баян», «Гусельки яровчаты» и др. (см. ст. Журналы церковнопевческие). В приложении к журналу «Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Синоде» в Санкт-Петербурге были выпущены «Главнейшие песнопения Божественной литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения» в переложении для мужского хора Степана Васильевича Смоленского (СПб.: паровая скоропечатня П. О. Яблонского, 1893 г. три выпуска), «Евангельские стихиры» для четырёхголосного хора в переложении Василия Петровича Войденова и «Аллилуиарии» (знаменного распева) в переложении Дмитрия Николаевича Соловьёва (СПб.: литография П.К. Селиверстова, 1905 г.). Издавались также нотные приложения к журналу «Руководство для сельских пастырей»: например, в 1887 г. в литографии В. Гроссе в Москве – «Всенощное бдение: (По напеву Киево-Печерской лавры)» в переложении Леонида Дмитриевича Малашкина; к выпуску за 1906 г. там же – «Песнопения литургии св. Иоанна Златоуста» (греческого напева) для четырёхголосного смешанного хора в переложении Василия Григорьевича Петрушевского; к выпуску за 1916 г. в типолитографии и нотопечатне Чоколова в Киеве – «Сборник духовно-музыкальных произведений» для смешанного хора без сопровождения под редакцией П.О. Гопцуса; в той же типографии к выпускам за 1914–1916 гг. – сборники духовно-музыкальных произведений, составленные В.Г. Петрушевским, и т.д.

 



 
PR-CY.ru