ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ - Страница 2

После доклада Василия Михайловича Севергина о литографии в Российской Академии Наук в 1803 г. этот способ печати стал распространяться в России: в Санкт-Петербурге и Москве открылись литографии Ивана Петровича (Иоганна-Фридриха) Беггрова, Фёдора Ивановича (Фридриха-Иоганна) Гроссе, Людвига Ланге и др. Первые частные издатели появились в России в XVIII в. в среде купцов, занимавшихся книжной торговлей. Нотоиздателями чаще всего становились книгопродавцы, типографы или литографы, позднее – сочинители музыки, которые открывали собственное печатное дело. Развитие частных нотоиздательских фирм было связано с указом Александра I о возобновлении деятельности частных типографий (1801 г.), закрытых Екатериной II в 1796 г., а также с появлением литографии. В конце XVIII – начале XIX вв. публикация церковной музыки находилась полностью в руках профессиональных издателей. Становление нотоиздательского дела в России было связано с деятельностью иностранцев, в основном, выходцев из германских земель и империи Габсбургов (с 1804 г. – Австрийская империя), которые получали привилегии на открытие типографий и почётные звания поставщиков императорского двора. Исследователи  полагают, что первыми духовно-музыкальными сочинениями, напечатанными в России частным лицом, были Херувимская №1 и «Да исправится» №1 Дмитрия Степановича Бортнянского. Объявления о продаже изданий этих сочинений были помещены в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1782 и 1783 гг. О Херувимской сказано, что она «продаётся... напечатанная с одобрения самого автора некоторым любителем музыки». Впоследствии сочинения Д.С. Бортнянского в Санкт-Петербурге издавал Оноре Жозеф (Иосиф) Дальмас, который открыл музыкально-издательскую фирму в 1800 г. и стал одним из основных издателей, выпускавших духовно-музыкальные сочинения в этот период. Гравёром этих изданий нередко был полковник Василий Петрович Пядышев, работавший в Военно-топографическом депо при Главном штабе. О.Ж. Дальмас печатал сочинения Д.С. Бортнянского до кончины композитора в 1825 г. Сочинения Д.С. Бортнянского публиковали также санкт-петербургские издатели Иван Карлович (Иоганн Корнелиус) Пец («Достойно есть» на четыре голоса. 1815 г.) и И. Фус (Херувимская на два хора, «Хвалите» №1, Причастны. 1815–1816 гг.; Духовные концерты на два четырёхголосных смешанных хора. 1817–1818 гг. и др.). Духовные концерты Д.С. Бортнянского в переложении для фортепиано протоиерея Петра Турчанинова в 1825 г. напечатали И.К. Пец, О.Ж. Дальмас, Л. фон Петер и И.П. Беггров. В 1831 г. в литографии И.П. Беггрова были опубликованы духовно-музыкальные сочинения протоиерея Петра Турчанинова в двух частях. Крупнейшими частными нотоиздателями в 1840–1850 гг. стали Матвей Иванович Бернард (с 1829 г.) и Фёдор Тимофеевич Стелловский (с 1830 г.), расширившие своё дело за счёт скупки других предприятий (М.И. Бернард – О.Ж. Дальмаса, Ф.Т. Стелловский – Петра Ивановича Гурскалина, Л.К. Снегирёва, В.Д. Деноткина). Однако среди изданий М.И. Бернарда и Ф.Т. Стелловского духовно-музыкальных сочинений было немного (например, М.И. Бернард издал четырёхголосные духовные концерты Д.С. Бортнянского).

 



 
PR-CY.ru