ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ - Страница 4

В 1918 г. издательство В.В. Бесселя было переведено в Париж. Издательство книжно-музыкального магазина Петра Клементьевича Селивёрстова работало в Санкт-Петербурге с 1888 по 1910 гг., оно публиковало сборники песнопений авторов периода классицизма. Наиболее ценными изданиями П.К. Селиверстова: «Историческая хрестоматия церковного пения» под редакцией священника Михаила Лисицына (1902–1904 гг.; сочинения Артемия Лукьяновича Веделя, Джузеппе Сарти, Степана Аникеевича Дегтярёва, Максима Созонтовича Березовского), «Сборник сочинений разных авторов» под редакцией Михаила Александровича Гольтисона (сочинения С.А. Дегтярёва, Дж. Сарти, А.Л. Веделя), авторские сборники и отдельные произведения Д.С. Бортнянского (Духовно-музыкальные сочинения 1898 г.; «Чертог Твой», 1904 г.), С.А. Дегтярёва («Иже херувимы», «Милость мира», 1900 г.), А.Л. Веделя (Всенощная, 1902 г.; Духовно-музыкальные сочинения 1904 г.), иеромонаха Виктора (Высоцкого), иеромонаха Викторина, Ф. Максименко и др. Издательство пользовалось услугами разных типографий, в том числе трудовой артели «Русский печатник», печатней Г.Г. Шмидта и др. В этот период П.К. Селивёрстов был единственным, кто публиковал сочинения провинциальных композиторов-регентов (как правило, в приложении к издаваемому им журналу «Музыка и пение»). Среди издателей конца XIX – начала XX вв. исследователи называют также Б.В. Решке (Москва; опубликованы духовно-музыкальные сочинения Константина Константиновича Варгина, А.П. Рычагова, диакона Г.И. Подольского и др.) и К.М. Леопаса (Санкт-Петербург; в 1880 гг. издавал сочинения Василия Михайловича Орлова). Санкт-петербургский издатель Поликарп Миронович Киреев с 1911 по 1917 гг. напечатал «Духовно-музыкальную хрестоматию» (четыре выпуска, под редакцией М.А. Лагунова) и «Сборники духовно-музыкальных песнопений разных авторов» (28 номеров, под редакцией Е.С. Азеева, М.А. Лагунова, А.Е. Туренкова и др.). П.М. Киреев в своих изданиях отводил значительное место современным композиторам. Так, «Сборники...» №13 и 15 (Петроград, 1915 г.) имели подзаголовок «Всенощное бдение из произведений современных авторов» и включали песнопения Е.С. Азеева, Павла Ивановича Гребенщикова, Семёна Викторовича Панченко, протоиерея Георгия Яковлевича Извекова, Павла Григорьевича Чеснокова, Александра Васильевича Александрова, Георгия Ивановича Рютова и др. Новым явлением в нотоиздательском деле второй половины XIX в. было развитие торговли в крупных провинциальных городах, особенно в университетских центрах, где были основаны книжные магазины с широким ассортиментом нотных изданий. Так, с 1858 г. в Киеве предприниматель Леон Викентьевич Идзиковский владел магазином (позднее издательством) с широким ассортиментом русской и иностранной литературы, музыкальных сочинений, в том числе произведений русской церковной музыки, с 1873 г. начал издавать ноты. Деятельность отца продолжил сын, Владислав Леонович Идзиковский (работал в Киеве до 1921 г.). Крупнейшие магазины подобного типа принадлежали Юлиусу Францу Генриху Мартину Циммерману (Санкт-Петербург, Москва, с 1875 г.; издавал сочинения Милия Алексеевича Балакирева и Сергея Михайловича Ляпунова, ноты печатались в Лейпциге), П.К. Селивёрстову, М.И. Бернарду, В.В. Бесселю и И.И. Юргенсону (Санкт-Петербург), П.И. Юргенсону, А.Б. Гутхейлю, К.И. Мейкову и Салаеву (Москва), А.Ф. Гергардту (Харьков), В. Кастнеру (Воронеж), Б.В. Корейво (Киев, Одесса), Ланко (Тифлис), О. Петровской и А. Синакевичу (Пермь) и др.

 



 
PR-CY.ru