ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ - Страница 11

Склады магазинов, редакций: А.А. Архангельский (Санкт-Петербург/Петроград), М.Д. Васильев (Санкт-Петербург), О. Венцель (Санкт-Петербург), Воскресенская церковь Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви (Санкт-Петербург), Р. Голике (Санкт-Петербург), Губернский комитет попечительства о народной трезвости (Пермь), Н.А. Добровольский (Петроград), А. Лазарев (Винница), Невский монастырь (склад у А.Н. Карасёва; Санкт-Петербург), С.Я. Ямбор (Москва). Основным издателем певческих книг во второй половине XVIII – начале XIX вв. был Святейший Синод. Синодальная типография являлась наследницей Государева Печатного двора, который в XVII в. был центром исправления певческих книг и их предполагавшегося будущего издания. В 1711 г. была основана первая типография в Санкт-Петербурге, до 1721 г. она находилась в ведомстве Оружейной канцелярии; в 1721 г. все типографии духовного ведомства (в Санкт-Петербурге, Москве, Чернигове, Киеве) были переданы в ведение Святейшего Синода. В 1727 г., согласно императорскому указу, типография в Александро-Невской лавре была закрыта, церковные книги полагалось печатать в Москве. В 1741 г. нотопечатное оборудование было перевезено в Москву (помимо крюковых пунсонов и матриц были сданы 60 пунсонов и 96 матриц с линейными нотными знаками). В середине 1766 г. в Синод поступило два предложения о нотопечатании: от придворного певчего Гавриила Головни о выпуске отредактированного им «Ирмолога» и от Степана Ивановича Бышковского, который представил изобретённый им оригинальный нотный шрифт. 15 июля 1769 г. вышел указ Синода о нотопечатании; С.И. Бышковскому следовало подготовить шрифт и наблюдать за публикацией певческих книг. Б.П. Юргенсон считает, что особые шрифты для публикации первых нотных книг (средние между хоральным и мензуральным нотным письмом) были заказаны в словолитне Иммануила Брейткопфа в Лейпциге), однако некоторые исследователи с ним не согласны. Первое издание певческих книг состоялось в 1772 г.; книги, напечатанные церковнославянским шрифтом с наборной нотной строкой, выходили из синодальных типографий вначале в Москве, впоследствии также в Санкт-Петербурге (начиная с «Ирмология» 1869 г.). Основные документы, касающиеся выхода в свет первых печатных нотных книг, хранятся в Российском государственном архиве древних актов, в фонде конторы Московской Синодальной типографии. Первыми изданиями (в 1772 г.) стали «Ирмологий знаменного роспева, обдержай вcя ирмосы осмогласника, Вл[a]д[ы]чних же и б[o]гоматере праздников и всего лета», «Октоих или осьмогласник знаменного роспева, содержащий в себе возследование воскр[e]сные службы с б[o]городичны всея седмицы», «Праздники, сиесть избранные на г[o]c[под]ския и Б[o]городичные дни стихиры знаменного роспева», «Обиход церковный нотного пения разных роспевов» и «Азбука начального учения простаго нотного пения, содержащагося на цефаутном ключе»; в 1778 г. был издан «Сокращённый Обиход» (который предваряла «Азбука...»). В 1798 г. был опубликован «Опыт ирмолойного пения... в Белогородской духовной семинарии», представлявший собой дополненное и откомментированное издание «Азбуки...».

 



 
PR-CY.ru