ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ - Страница 12

В подготовке и корректуре издания принимали участие епископ Тверской Гавриил (Петров; бывший корректор Синодальной типографии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский), Афанасий Приклонский (корректор), Пётр Андреев (синодальный певчий и иподиакон), Иван Никитин (синодальный певчий и иподиакон), Иван Тимофеев (в 1724–1803 гг. – регент Синодального хора или синодальный певчий), Сергей Максимов (синодальный иподиакон), Андрей (певчий), Яков Лавлинский (троицкий певчий), Пётр Синковский (троицкий певчий), Иван Иванов (переплётчик), Сергей Котельников (синодальный певчий), Иван Щаболовский (синодальный певчий), Василий Васильев (синодальный певчий), Михайло Петров (певчий). Осипов и Приклонский сверяли текст нотных книг с текстом книг ненотных, составили выходные листы. Изданные книги продолжали традиции рукописных певческих книг XVIII в., но отличались наличием гравированной рамки и написанием слов без титл и выносных букв. Все книги, изданные в 1772 г., имеют специальные заглавия. «Сокращённый Обиход нотного пения» 1778 г. такового не имеет (название приводится по выходным данным), его заголовком служит название одной из частей: «Всенощное бдение». Эти книги впоследствии много раз переиздавались. Вторая редакция певческих книг создавалась в 1880 гг. Официальным поводом для её создания стали опечатки, накопившиеся в многочисленных переизданиях синодальных нотных книг. В редактировании принимали участие протоиерей Дмитрий Разумовский, С.В. Смоленский, священник единоверческой церкви М.И. Щетнев. О принципах работы над изданиями С.В. Смоленский писал в послесловии к «Октоиху нотного пения» (М., 1889 г.): «Настоящее новое издание по своей полноте превосходит прежнее: в него внесены стихиры на малой вечерне, тропари, кондаки и ирмосы канона. По составу своему таким образом он стал ближе к не-нотному Октоиху..., нотный текст... был... проверен по древним рукописям… и авторитетным изданиям». В новой редакции кроме музыкальных знаков (нот) в тексте над буквами проставлены надстрочные знаки для чтения; восстановлены фиты, пропущенные в изданиях первой редакции; произведено деление на строки с помощью вертикальных черт; многие песнопения снабжены ремарками с указанием распева, что было редкостью в ранних изданиях. Изменился репертуар певческих книг. В 1891 г. была издана «Триодь нотного пения, постная и цветная», в которую вошли песнопения подвижных двунадесятых праздников и песнопения Постного обихода. Место «Сокращённого Обихода» занял «Учебный Обиход нотного церковного пения» (М., 1887 г.), напевы которого были согласованы с другими книгами (раньше «Учебным Обиходом» в книготорговых каталогах называли «Сокращённый Обиход»). Также продолжали публиковаться с несколько изменёнными заглавиями книги «Ирмологий нотного пения» (М., 1890 г.), «Обиход нотного пения употребительных церковных роспевов» (М., 1892 г.), «Октоих нотного пения, сиречь Осмогласник, обдержай возследование воскресные службы осми гласов, съ богородичны всея седмицы» (М., 1889 г.), «Праздники нотного пения, сиречь Нотные службы, на дни двунадесятых г[o]с[по]дских и богородичных праздников (неподвижных)» (М., 1888 г.).

 



 
PR-CY.ru