ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ - Страница 16

Издания капеллы выходили в разных литографиях и печатнях, вначале преимущественно в Санкт-Петербурге, в более поздние годы и в Москве. Так, использовались литография Резелиуса, печатня Ершова, типолитография В.А. Вацлика, печатни в Москве В. Гроссе и Н. Чернышёва, К.И. Мейкова (литография С. Кондратьева) и др. В 1861 г. П.И. Юргенсон при финансовой поддержке Николая Григорьевича Рубинштейна открыл в Москве музыкальный магазин и начал издавать ноты, в 1867 г. основал собственную нотопечатню. В 1870–1903 гг. П.И. Юргенсон приобрёл около 20 мелких издательств и объединил их со своей фирмой. Приглашённые издателем немецкие специалисты обучали русских гравёров, которых к 1878 г. работало уже 15. В 1879 г. ручной труд был заменён механическим, с 1902 г. все машины были электрифицированы. В результате издательство П.И. Юргенсона печатало ежегодно 12 млн. листов-оттисков типографским способом и 6 млн. – литографским. В конце XIX в. издательство П.И. Юргенсона стало крупнейшей фирмой подобного типа в России, в 1897 г. открылся филиал фирмы в Лейпциге, затем – в других европейских городах. Одним из важных результатов работы фирмы П.И. Юргенсона было бурное развитие издательского дела в области церковной музыки. С 1861 до 1918 гг. (включая годы деятельности издательства после смерти его основателя в 1904 г., когда фирмой руководил его сын Борис Петрович Юргенсон) было опубликовано более 2,3 тыс. (около 40 в год) духовно-музыкальных произведений (партитуры и голоса). Добившись в 1879 г. снятия с Придворной певческой капеллы привилегии на печатание духовно-музыкальной литературы, издатель дал возможность русским композиторам свободно сочинять и издавать свои произведения. В 1881 г. было опубликовано полное собрание духовно-музыкальных сочинений Д.С. Бортнянского в десяти томах (в партитурах и голосах; редактором издания был П.И. Чайковский), а в последующие годы – и духовно-музыкальные сочинения других русских композиторов; П.И. Юргенсон стал главным издателем русской духовной музыки. В 1887 г. в издательстве был создан специальный комитет по отбору церковно-певческих сочинений для издания. В 1896 г. фирма стала комиссионером Придворной певческой капеллы и занялась распространением ее изданий. П.И. Юргенсон понимал задачи издательства и учитывал покупательские потребности общества. Духовно-музыкальные сочинения выпускались им, как правило, в двух вариантах: весь цикл и каждый номер в отдельности с самостоятельным титульным листом. При этом цена в розницу отдельных номеров была дороже, а оптом (т.е. всего цикла) – дешевле, хотя качество издания цикла было несравненно лучше. П.И. Юргенсон был одним из немногих издателей, кто учитывал свою печатную продукцию в специальных амбарных книгах, ставших основой его каталогов. В каталогах фирмы наиболее полно представлена персональная и тематическая (жанровая) нотография.

 



 
PR-CY.ru