ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ - Страница 15

Публикация изданий капеллы до начала XX в. свидетельствует об активном употреблении их в певческой практике. Пересмотренное, исправленное и дополненное издание Обихода было выпущено под руководством Н.И. Бахметева: «Обиход нотного церковного пения, при Высочайшем Дворе употребляемый». СПб., часть 1: Великая вечерня и утреня; часть 2: Литургия. Молебное пение. Службы на Рождество Христово, Богоявление, Благовещение, Неделю ваий, первую неделю Четыредесятницы, Страстную седмицу, Пасху, Пятидесятницу и др.; 1869. часть 2: Голоса. В 1888 г. в капелле с участием М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова и Е.С. Азеева было подготовлено издание «Всенощное бдение древних напевов» (СПб., 1888 г.). После спора Н.И. Бахметева с П.И. Юргенсоном по поводу издания Литургии П.И. Чайковского в 1879 г. и проигранного процесса капелла утратила исключительное право цензуры, и значение единственного центра публикации духовно-музыкальных сочинений. Издания Придворной певческой капеллы по составу и содержанию были продолжением многоголосных певческих книг. Для них характерна ориентация на разные стили, однако наиболее полно представлена традиция обработок знаменного и греческого распевов. Издательская деятельность Придворной певческой капеллы нередко критически оценивалась Синодом: оба центра стремились унифицировать церковно-певческую традицию, но, по мнению исследователей, с разных позиций. На это указывает серия последовавших за изданиями указов Синода. 23 февраля 1833 г. в указе №1310 определено, «чтобы все Епархиальные архиереи снабдили церкви вверенных им епархий нотными книгами простого церковного пения и принадлежащей к нему панихиды, употребляемыми в придворных церквах». 31 мая 1833 г. Синод издал указ, в котором представлены характеристика «Круга...» и постановление, что песнопения этих книг следует использовать преимущественно при пении литургии Иоанна Златоуста, панихиды и других служб, песнопения которых ближе к синодальным. По указу №9710 от 13 сентября 1848 г. был образован Московский комитет для испытания «новопрелагаемого» церковного пения (впоследствии сокращённо именовавшегося «Нотный комитет»), который возглавил Московский митрополит Филарет (Дроздов). Репертуар изданий капеллы включал упрощённые переложения для смешанных и женских хоров учебных заведений и народных школ: Обиход, литургию, молебны, службы Постной и Цветной Триодей, литургию Преждеосвящённых Даров, непорочны. Издания выходили в виде партитур или хоровых голосов. Выпускались также дешевые издания – «партитуры в одной строке». Капелла издавала также авторские сочинения и переложения, в основном, своих сотрудников. Большая часть в списке изданий представлена сочинениями Д.С. Бортнянского. Композитор сам предпринял первое издание своих произведений (1815–1818 гг.), заказав гравировку нотных досок. После его кончины вдова передала доски в капеллу, которая переиздавала сочинения Д.С. Бортнянского, предоставляя нотные доски издателям-комиссионерам. Издавались сочинения других директоров капеллы – А.Ф. Львова и Н.И. Бахметева, её сотрудников: Б. Галуппи (придворного капельмейстера, учителя Д.С. Бортнянского), М.С. Березовского (причислен без должности к капелле), Н.А. Римского-Корсакова (помощника управляющего), учителя пения протоиерея Петра Турчанинова, старшего учителя пения Е.С. Азеева, дирижёра П.А. Богданова, единственное произведение малолетнего певчего капеллы Ивана Панфилова (Херувимская песнь) и др.

 



 
PR-CY.ru