ИНКОРПОРАЦИЯ - Страница 9

При назначении на должность с клирика запрещалось взимать какие-либо подати из доходов бенефиция в пользу патрона или епископа; такие поборы приравнивались к симонии. Епископ мог облагать патронатные, инкорпорированные и экзимированные храмы только сбором на содержание семинарий. Самовольное присвоение и использование имущества или доходов с прихода (in proprios usus convertere et usurpare) карались отлучением от церкви, для патрона – лишением патронатных прав, для духовного лица – лишением бенефиция и отстранением от должности. Таким образом, в «Кодексе канонического права» 1917 г. были не только сохранены существующие отношения инкорпорации, но и регламентированы условия её совершения. Епископам по согласованию с капитулом разрешалось объединять приходы и присоединять к приходским церквам бенефиции, не связанные с исполнением пастырских обязанностей (beneficium non curatum), но запрещалось объединять приходы с алтарными и другими пребендами (mensa capitularis vel episcopalis, dignitates), бенефициями, храмами монастырей, равно как и совершать их инкорпорации в монастыри. Инкорпорация (объединение) приходов допускалось только в кафедральные и коллегиатные церкви, находившиеся на территории прихода; доходы с прихода при этом поступали кафедральной или коллегиатной церкви за вычетом соответствующей части (congrua portio) приходскому священнику или его викарию. В XX в. институт инкорпорации окончательно пришёл в упадок, чему во многом способствовали изменение материальной базы приходов и исчезновение прежних форм приходского имущества. Сохранившиеся единичные инкорпорационные отношения, особенно в Австрии и Южной Германии, были существенно ограничены. В ныне действующем «Кодексе канонического права» 1983 г. Римско-католической церкви инкорпорация была официально ликвидирована: юридическим лицам было запрещено занимать должность приходского настоятеля (persona iuridica ne sit parochus), запрещалось присоединять (ne amplius uniantur) приходские храмы к каноникатам, епископствам предписывалось отделить уже присоединенные приходы от капитулов. Однако при этом в «Кодексе» сохранялась возможность существования инкорпорации приходов в различные религиозные организации, обладающие собственным уставом, и разрешалось осуществлять новые передачи приходов таким организациям. Епископ по письменному соглашению с главой института монашествующих клириков или общества апостольской жизни имеет право присоединять (committere) приходы к этим организациям на временной или постоянной основе или учреждать приходы при храмах этих организаций; при этом должность приходского священника должно занимать не юридическое, а физическое лицо – священник или группа священников под началом ответственного священника (moderator). При наличии соответствующей нормы в статутах общества или в местном обычае допускается передача управления церковным имуществом не главе общества или религиозного объединения, а другим лицам, в том числе мирянам. За епископом сохраняется право контроля и вмешательства в случае ненадлежащего управления имуществом. В «Кодексе» сохранилась также и практика представления (praesentatio) на утверждение епископу кандидатов на церковные должности.



 
PR-CY.ru