ИНКОРПОРАЦИЯ - Страница 8

Однако эти постановления не решили проблему, т.к. декрет не касался уже существовавших инкорпораций, а в ряде мест его не исполняли или использовали иные способы для получения доступа к приходским доходам. Так, в Баварии монастыри нередко облагали свои патронатные приходы особыми податями, а епископы требовали от кандидатов при назначении на определённые приходы уплаты ежегодных платежей; доходы, получаемые монастырями или епископом с таких приходов, приближались к доходам с инкорпорированных приходов монастырей или епископств. После Тридентского собора в католическом каноническом праве были разработаны три формы инкорпораций. Неполная инкорпорация (minus plena, или quoad temporalia) помимо использования доходов с прихода давала право представления кандидатуры приходского священника на утверждение правящему епископу. Инкорпорация «utroque iure» (иначе инкорпорация «quoad temporalia et spiritualia») предоставляла также право назначения на должность приходского священника, при этом епископ контролировал лишь осуществление пастырской деятельности в приходе. Инкорпорация «plenissimo iure», ранее входившая в состав инкорпорации «pleno iure», полностью исключала влияние местного епископа на осуществление пастырской деятельности в приходе и замещение приходских должностей (как правило, ею обладали монастыри, находившиеся в прямой папской юрисдикции). В начале XIX в. на практике инкорпораций негативно отразилась секуляризация монастырей и их имущества, проведённая во многих странах Европы. Однако отдельные инкорпорированные приходы, например, университетов, продолжали существовать в XIX в., как правило, получив новое подтверждение своего статуса со стороны Папского престола. Меньше всего отношения инкорпораций оказались затронутыми в Австрии, где они отчасти сохранились до настоящего времени. В изданном в 1917 г. «Кодексе канонического права» были обобщены нормы, регулировавшие инкорпорации в «Corpus iuris canonici», хотя термин «инкорпорация» использован не был, вместо него употребляются глагол «unire» (лат. – объединять) или описательные выражения, например, «in proprios usus convertere» (лат. – обращать в собственное пользование). «Кодекс» расширял права епископа в сфере надзора за назначением на должности и за пастырской деятельностью в инкорпорированных приходах: за ним закреплялось право выбора и назначения кандидата на должность приходского священника, за исключением приходов в папской юрисдикции, а также случаев патронатных и инкорпорационных привилегий, дающих их обладателям право отбора кандидата и представления его епископу. Инкорпорацию (объединение) приходских церквей были вправе совершать папа Римский, правящие епископы (ординарии), генеральные и капитулярные викарии по специальному мандату, а также кафедральные капитулы, в случае если епископская кафедра больше года оставалась вакантной. Для папских инкорпораций в «Кодексе» выделяются две формы: инкорпорация «ad temporalia tantum quod attinet» («в том, что относится к приходским доходам и имуществу») – приход объединялся с монастырём (domus religiosa), который получал его доходы, а настоятель монастыря представлял на утверждение правящему епископу секулярного (немонашествующего) священника и выделял ему достойное содержание (congrua pars); инкорпорация «pleno iure» («по полному праву») – помимо получения доходов с прихода настоятель монастыря имел право избрать из числа братии кандидатуру священника (викария) для пастырской деятельности (cura animarum actualis), а сам монастырь в качестве юридического лица отвечал за её совершение (cura animarum habitualis) и являлся настоятелем прихода. За правящим епископом оставалось право утверждения представленного кандидата и его назначения на должность, а также осуществление надзора за пастырской деятельностью на приходе.

 



 
PR-CY.ru