ИНКОРПОРАЦИЯ - Страница 3

Права мирян на обладание частными храмами, распоряжение церковным имуществом и должностями стали объектом критики в период клюнийской реформы и григорианской реформы. В XI–XII вв. в церковное законодательство были внесены положения, лишавшие мирян этих прав, а также были выработаны нормы патроната, согласно которым светский патрон храма обладал лишь правом представлять на утверждение правящему епископу кандидатуру приходского священника. Однако в реальности данные нормы соблюдались не всегда и не в полном объёме; в результате на протяжении длительного времени правовая практика, касавшаяся частных храмов, патроната и инкорпорации, сильно отличалась от предписаний церковного законодательства. С конца XII – начала XIII вв. термин «патронат» стал применяться к разнообразным правам церковных и светских владельцев частных храмов, в том числе к инкорпорации, фактически далеко выходившим за рамки, установленные канонами о патронате в «Декрете Грациана» и декретальных сводах «Liber Extra» (см. Декреталии Григория IX) и «Liber Sextus». Из-за несоответствия, а часто и прямого противоречия практики предписаниям канонов чёткого понятия и правового института инкорпорации в церковном праве (в том числе в «Corpus iuris canonici» и ординарных глоссах к ним) так и не сложилось. Борьба с практикой владения мирянами частными церквами в XI–XII вв. не приносила желаемого результата. Во многих регионах Европы вплоть до Нового времени светские владельцы по-прежнему сохраняли широкие права в отношении имущества и распределения должностей подвластных им храмов. В отличие от прав мирян аналогичные права церковных владельцев частных храмов не подвергались строгим законодательным ограничениям. Начиная с XI в. прослеживается рост их количества за счёт дарений светскими владельцами частных церквей монастырям, каноникатам, церковным благотворительным учреждениям, а в позднее Средневековье – университетам. Дарения монастырям приходских храмов, нередко приносивших значительные доходы, способствовали развитию института частной церкви в различных формах, в том числе церковного патроната в XII в. и инкорпорации в XIII в. Правовую основу для института частных церквей, принадлежавших церковным учреждениям (прежде всего, монастырям) и духовным лицам, составили постановления и послания Римских пап (например, послание папы Григория I Великого к субдиакону Петру), в том числе заимствованные из «Лжеисидоровых декреталий», а также вошедшие в «Декрет Грациана» каноны западноевропейских Соборов (например, третьий канон Cобора в Ниме, 1096 г.), согласно которым монастыри могли владеть приходскими храмами, а рукоположённые во пресвитеров монахи – служить на приходах. Большая их часть собрана в Causa (раздел) 16 «Декрета Грациана», где разбираются вопросы о монастырском владении (possessio) приходскими храмами. В этих постановлениях исследователи видят стремление поставить под контроль правящих епископов принадлежавшие монастырям приходские храмы и институт частной церкви в целом, особенно в вопросах душепастырства и назначений на церковные должности (например, глава (capitulum) из Causa 16 questio 3 о 30- и 40-летнем праве давности, в соответствии с которым храмы переводились в полную юрисдикцию епископа; собранные в Causa 16 questio 7 постановления Римских пап Григория VII, Урбана II, Пасхалия II, Николая II, а также 17-й канон первого Латеранского собора (1123 г.) о запрете аббатам принимать дарения храмов от мирян-патронов и др.).

 



 
PR-CY.ru