ИНКОРПОРАЦИЯ - Страница 2

Несмотря на широкое распространение в Средние века и в Новое время практики включения приходов в состав различных учреждений (монастырей, каноникатов, госпиталей, университетов и др.), которые становились их настоятелями в качестве юридических лиц, это явление получило название инкорпорации лишь в историографии XIX в., т.к. в правовых документах и католическом каноническом праве для его обозначения, как правило, использовались описательные выражения. В юридической позднеантичной литературе (в том числе в «Кодексе Феодосия» и «Кодексе Юстиниана») термин «инкорпорация» обозначал передачу имущества в государственную или императорскую казну. С раннего Средневековья существительное «incorporatio» и глагол «incorporare» употреблялись в значении введения в состав сообщества, главным образом, монастырской общины, а со второй половины XIII в. – применительно к процессу включения приходского храма в состав монастыря или другого церковного учреждения. Вопрос о возникновении практики инкорпорации является дискуссионным, её появление историки связывают с эволюцией института частной (домовой, а также ктиторской) церкви (см. ст. Частной церкви право) в X–XII вв. В этот период происходило активное формирование сети приходских храмов не только за счёт основания церквей, находившихся в ведении правящего епископа, но и за счёт основания частных церквей монастырями, каноникатами, благотворительными учреждениями (приютами, госпиталями), отдельными духовными лицами (епископами, аббатами, клириками и монахами из имущества их семей), светскими землевладельцами, сельскими и городскими общинами (особенно в Центральной и Восточной Европе). Для содержания клира и приходских нужд основатель закреплял за храмом земельное владение, в том числе с зависимыми людьми (прежде всего, в областях колонизации в Центральной и Восточной Европе), или другие имущественные права, оставлял от четверти до трети собираемой десятины, а также пожертвования прихожан и плату за совершение треб. Правовое положение частных церквей определялось статусом их основателя и владетеля (епископские, монастырские и принадлежащие другим церковным учреждениям, частные во владении мирян (позднее патронатные), общинные). Поэтому вопросы распоряжения имуществом и замещения должностей могли решаться по нормам как церковного, так и светского права. Частные церкви, построенные владельцами на собственных землях, были объектами наследования и имущественного отчуждения. Власть правящего епископа над такими храмами была сильно ограниченной, т.к. владелец храма обладал правом распоряжения церковным имуществом и доходами, в том числе устанавливал содержание приходским клирикам, представлял епископу кандидатуры для рукоположения, а зачастую сам назначал их на церковные должности без какого-либо предварительного согласования с епископом (см. ст. Инвеститура). Довольно рано стала распространённой практика, когда владелец храма ставил на должность настоятеля родственников (даже мирян) с предоставлением им приходских доходов, при этом богослужения, требы и другие пастырские обязанности (cura animarum – попечение о душах) совершались и исполнялись викарием – приглашённым священником, получавшим небольшое содержание.

 



 
PR-CY.ru